РУС БЕЛ ENG

Консультация для родителей

Памятка родителям

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
  • Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или учителем-дефектологом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Профилактика нарушений письменной речи

у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Учитель начальных классов - первый помощник для ученика и его родителей. При необходимости педагог может направить ребёнка на консультацию к дефектологу, невропатологу, чтобы совместными усилиями преодолеть возникшие трудности. В некоторых, не очень запущенных случаях, учитель сам может оказать посильную помощь ребёнку. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Предлагаем перечень заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель начальных классов может свободно включать в образовательный процесс, кроме того это не будет тормозить прохождение программы т.е. препятствовать работе учителя и не будет дублировать работу учителя-дефектолога.

Профилактическая работа будет строиться поэтапно:

этап: развитие языкового анализа и синтеза;

этап: развитие слогового анализа и синтеза;

этап: развитие фонематического анализа и синтеза.

Рассмотрим теперь какие задания можно давать на каждом этапе.

1 этап работы – развитие языкового анализа и синтеза.

Этот этап включает в себя работу над предложением: развитие умения анализировать предложения на слова, различать самостоятельные языковые единицы, конструировать различные виды предложений, работа с текстом без точек и заглавных букв.

Основная задача на данном этапе работы: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последователь​ность и место слов в предложении, умение видеть начало и конец предложения.

Работа над предложением ведется параллельно с работой над словосочетанием, чтобы дети умели дифференцировать понятия. Дается понятие «слово».

Работа над предложениями начинается с простого нераспространённого предложения. В начале работы дать понятие, что такое предложение. Здесь могут быть предложены следующие виды работ: Детям предлагается предложение «Девочка читает сказку». Затем задаются вопросы: «Вам понятно, что я сказала? (Понятно). Про кого вы узнали? (Про девочку). Что вы узнали про де​вочку? (Девочка читает). Что она читает? (Сказку).

Консультация для учителей начальной школы и родителей

 

 

                              «Предупреждение и преодоление

нарушений письменной речи  у   учащихся начальных классов »

 

         - Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова    переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет.    Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница говорит - нарушение письма. Так говорит одна из родителей. Пока мальчику повезло в одном - учительница быстро разобралась и направила его к специалисту.

Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", - их называют "мямлями". Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Мы коротко обговорили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, чтобы учитель имел необходимые представления об этих нарушениях.

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель - первый человек, который может забить тревогу.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду.

 

        Каковы же ошибки, которые  должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д,    п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, и - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): "За зомом росла мамина" (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): "Дод небом лолубым" (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки допущенные из-за незнания грамматических правил.

Очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Итак, вы обнаружили специфические ошибки, родители обратились к специалисту, ребенок начал посещать занятия с логопедом. Что дальше?

Чем же может помочь учитель?

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, "зашумляет" информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких учеников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

 

Упражнение "корректурная проба".

Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое?Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с-ш и т.д.

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от 0 до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

 

Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

                                                                                        Желаю удачи!

Особенности логопедической работы с детьми с СДВГ

 

 

Синдром дефицита внимания или гиперактивности (СДВГ) считается достаточно распространенной и сложной проблемой. Он приводит к различным сложностям в учебе и создает трудности у родителей. Такие дети нередко имеют целый ряд симптомов, включая речевые нарушения. Поэтому логопедическая работа при СДВГ имеет первостепенное значение.

Что такое СДВГ — общее описание синдрома

Под этим термином понимают невролого-поведенческое нарушение, которое проявляется в виде ухудшения внимания, гиперактивности и импульсивности. Речь о таком диагнозе идет в том случае, если признаки присутствуют больше полугода.

Точные причины развития отклонения до конца не установлены. Тем не менее, исследователи отмечают большое влияние генетической склонности. Риск развития синдрома увеличивается под воздействием таких факторов:

  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • хронические инфекции у матери в период беременности;
  • употребление будущей матерью спиртных напитков или некоторых лекарств, курение;
  • осложненные роды;
  • резус-конфликт;
  • нарушения развития плода;
  • повреждения нервной системы плода в период внутриутробного развития;
  • серьезные патологии у малыша, потребность в использовании сильнодействующих лекарств;
  • травматические повреждения мозга у новорожденного малыша;
  • сильный стресс у матери в период беременности.

Важно! Развитие СДВГ связано и со средой, в которой воспитывается ребенок. Поэтому так важно создавать дома спокойную и дружелюбную атмосферу.

Особенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Развитие СДВГ сопровождается целым рядом характерных симптомов. Стоит отметить, что такие дети имеют хорошо развитый интеллект. Вся клиническая картина связана с поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферой. Итак, при этом синдроме обычно наблюдаются следующие признаки:

  • отсутствие концентрации внимания;
  • высокая двигательная активность;
  • болтливость;
  • отсутствие терпения;
  • импульсивность;
  • конфликтность во время игр и общения с ровесниками;
  • отсутствие внимания к мелочам;
  • проблемы со сном;
  • эмоциональная нестабильность;
  • отсутствие чувства страха;
  • отсутствие самоконтроля;
  • забывчивость.

Довольно часто такие дети в раннем возрасте сталкиваются с задержкой формирования речи или психического развития. В эмоциональном плане малыши с таким диагнозом нередко отстают от нормы. Синдром создает сложности при общении с ровесниками. Это связано с проявлениями агрессии, навязчивости или повышенной эмоциональности.

Важно! Для детей с СДВГ характерна низкая самооценка. Это связано с тем, что они часто сталкиваются с критикой и замечаниями.

Невнимательность и сниженная концентрация внимания приводит к совершению ошибок. Это негативно влияет на качество обучения.

К чему приводит у ребенка, возможные последствия.

Первые признаки СДВГ проявляются в 2-3 года. Но чаще всего родители обращаются к врачам уже в школьном возрасте, когда возникают проблемы с учебой, связанные с гиперактивностью. К тому же могут возникать следующие проявления:

  • беспокойство, суетливость, неусидчивость;
  • невнимательность, проблемы с выполнением домашней работы;
  • повышенная импульсивность;
  • нарушение правил и норм поведения;
  • проблемы со сном;
  • задержка речевого развития.

Самой большой проблемой гиперактивного ребенка считается его отвлекаемость. Его внимание ни на чем не задерживается. Поэтому на уроке таким детям сложно концентрироваться. Они нередко допускают ошибки в силу невнимательности или торопливости.

Важно! При интеллектуальных нагрузках дети с СДВГ быстро устают и испытывают сложности с выполнением заданий. Они могут уделять повышенное внимание деталям или вообще не обращают на них внимания.

Логопедическая работа с детьми у которых СДВГ

Дети с речевыми нарушениями и СДВГ нуждаются в особенном внимании. Логопед должен работать со звуками и общим развитием речи. Однако ему также требуется принимать во внимание нарушение координации движений, неразвитое чувство ритма, снижение внимания и восприятия. Именно поэтому требуется более тщательно подбирать методы коррекционной работы.

В основе работы логопеда лежит применение большого количества упражнений, которые повторяются. Однако дети с СДВГ с трудом выполняют однообразные задания. Потому пытаться заставить такого малыша сосредоточиться бесполезно.

Чтобы добиться максимального эффекта, следует отдавать предпочтение индивидуальным занятиям. Это поможет ребенку раскрываться, а логопеду — выбрать наиболее подходящий способ коррекции.

При этом педагогу требуется определить интересы ребенка. Одному понравятся соревнования, другому — упражнения с таймером, третьему — настольные игры. Основной задачей логопеда считается формирование положительных эмоций от занятий.

Не менее важным моментом считается формирование ритуала. Занятия должны иметь четкие этапы. Важно, чтобы они были понятными и интересными.

Важно! Педагоги нередко начинают работу с самого сложного задания, после чего переходят к легким. Однако для детей с СДВГ это неприемлемо. Если малыш сразу столкнется со сложностями, он опустит руки и потеряет мотивацию.

Гиперактивные дети предпочитают заниматься только тем, что у них хорошо получается. К сложным занятиям нужно переходить постепенно. Причем максимальный уровень должен быть примерно в середине занятия. В завершение требуется снова давать легкое упражнение.

Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ проконсультируют вас по любым вопросам.

Что можно сделать для поддержания внимания школьников

Чтобы дети с СДВГ могли нормально учиться, педагогам следует придерживаться целого ряда правил:

 

 

  • Установить в классе дисциплину. Правила должны быть четкими и общими для всех. Это поможет предотвратить претензии одноклассников и поможет приспособиться к распорядку.
  • Определить уровень нагрузки, который ребенок способен выдержать. Это требуется сделать в первые же недели совместной работы. При этом важно понять, сколько минут подряд ученик способен читать текст или решать задачи. Не следует давать ему больше, поскольку ребенок испугается и вообще ничего не сделает.
  • Определить методы привлечения внимания. Вначале ученик может отвлекаться. Поэтому важно понять, как можно вернуть его внимание. Для этого стоит договориться с ребенком о каком-то тайном сигнале. Иногда такого ученика следует сажать за первую парту, где его ничего не будет отвлекать.
  • Определить ситуации, которые вызывают у школьника сильные эмоции. К ним часто относят родительские собрания, конфликтные ситуации, контрольные работы. Если планируются подобные мероприятия, нужно подготовить ученика к ним. Если ребенка все же захлестнули эмоции, его нужно успокоить. Для этого можно отвести малыша в спокойное место и дать ему воды.
  • Оказывать содействие в разрешении конфликтных ситуаций. Детям с таким диагнозом не всегда удается осознать, почему они так поступают. Если ребенок кого-то обидел, ему нужно объяснить, что случилось и как с этим можно справиться.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения

Чтобы скорректировать речевые и поведенческие нарушения при СДВГ, можно использовать самые разные игры и упражнения. К наиболее эффективным вариантам стоит отнести следующее:

  • «Запретное движение» — ребенок должен выполнять все, кроме установленного запрета.
  • «Внимательные ушки» — нужно выполнить голосовую команду, от которой отличается показанный образец движения.
  • «Марш» — нужно выполнить 4 маршевых шага. Причем первый делается с хлопком.
  • «Лови-не лови» — ребенку нужно бросать мяч и все время менять инструкцию, ловить его или нет. При этом для команды следует определить обозначающую группу слова. Если мяч требуется словить, бросающий называет какой-то овощи. Если нет, ребенку нужно отбить мяч.
  • «Волшебный клубочек» — эту игру можно применять, когда ребенок находится на грани нервного срыва. Ему нужно дать клубок яркой пряжи и сказать, когда он начнет его сматывать, все страхи и волнения будут уменьшаться, а затем и совсем исчезнут.

Логопедические занятия с детьми с СДВГ имеют большое значение для коррекции речевых нарушений. Однако педагогу обязательно нужно учитывать клиническую картину и особенности малышей с таким диагнозом.

 

свернуть

ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ – ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ

Советы родителям

Почти все дети хотят пойти в школу, чтобы поскорее научиться читать, писать и т.д. но, к сожалению, уже на начальном этапе пребывания в школе могут возникнуть трудности, неудачи, обусловленные рядом причин. В данной статье рассмотрим одну из них: нарушение звукопроизношения. Чем раньше с ребенком начнут заниматься коррекцией звукопроизношения, тем быстрее ребенок овладеет фонетикой родного языка. Это поможет предупредить пропуск или замены звука (буквы) на письме и при чтении.

Исправление неправильного произношения звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, этап постановки звука, этап автоматизации звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, -- этап дифференциации звуков.

Прежде, чем приступить к постановке звука, проводится предварительная работа. Она включает в себя развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка).  Параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия (умение слышать ребенком правильно все звуки речи).

Задача родителей на данном этапе, выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику (в системе) и упражнения по развитию фонематического восприятия, с которыми знакомит их учитель-дефектолог.

Следующий этап – постановка нарушенных звуков. Эта работа проводится учителем-дефектологом с помощью специальных приемов и в определенной последовательности, которой специалист строго придерживается. Например, нельзя осуществлять постановку сразу двух звуков, если положение органов артикуляции разное (звук [С] – язычок внизу, звук [Ш] – язычок вверху), да еще и сами звуки оппозиционные (свистящие и шипящие).

Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. На этом этапе помощь родителей ребенку просто необходима.

Задача родителей заключается в том, чтобы выполнять с ребенком задания дефектолога (логопеда), который подбирает речевой материал каждому ребенку индивидуально. Звук сначала закрепляется в составе слоговых рядов и звукосочетаниях, затем в словах различной слоговой структуры, с учетом тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении, далее звук отрабатывается в словосочетания, предложения, разучиваются стихи, предлагаются небольшие тексты, содержание которых наполнено именно автоматизируемым звуком. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССАНКИ». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка осуществляется более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразуже понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

Часто бывает так, что перед школой с ребенком работали над исправлением звукопроизношения, но остановились на этапе автоматизации  либо дифференциации схожих звуков (с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.).

Следовательно, необходимо продолжить начатую работу, т.к. в дальнейшем ребенок на письме и при чтении будет допускать ошибки, не подчиняющиеся правилам орфографии. Это обусловлено тем, что фонематический слух еще недостаточно сформирован, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой.

Итак, вы оказались в ситуации, когда необходимо продолжить работу, начатую вне рамках школы, но в силу различных причин ваш ребенок не попал на занятия в школьный пункт коррекционно-педагогической помощи по коррекции недостатков звукопроизношения. Что делать? Учитель-дефектолог в часы консультаций определит на каком этапе по коррекции звукопроизношения находится ваш ребенок, подберет необходимый лексический материал, а также предложит упражнения, направленные на формирование фонематического слуха, включающие работу по овладению фонематическими процессами:

–   фонематическим восприятием,

–   фонематическим анализом и синтезом,

–  фонематическими представлениями.

Предлагаем примеры игр, которые родитель может проводить самостоятельно.

«Повтори за мной»

Примеры высказываний и фраз для воспроизведения на этапе дифференциации:

У Сони пушистая шапка (с-ш)

Ткет ткач ткани на платок Тане6 (сочетание согласных тк, пл).

Очень часто блюдца у Танечке бьются (ч-ц).

Лара у Вали играет на рояле (р-л).

Выделение заданного звука из звукового (слогового) ряда

Формируются умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию сначала не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.

а) Ход игры. Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку (фишку), когда он услышит заданный звук.

Например: [ш] – заданный звук,

в ряду: [н], [м], [ш], [т], [р], [ш], [г], [ш], [д], [ш] (с максимальной контрастностью);

[п], [ш], [х], [ф], [ш], [к], [т], [ш], [д], [ц] (с средней контрастностью);

[с], [ш], [ж], [ш], [ч], [ш], [х], [ж], [ш], [щ] (с минимальной контрастностью).

б) Работу рекомендуется начинать с выделения звука на фоне открытых слогов, затем переходить к закрытым.

в ряду: [на], [мо], [ша],[го], [шо], [да], [шы] (с максимальной контрастностью);

[па], [ша], [хо], [шы], [да], [ца] (с средней контрастностью);

[су], [шо], [жо], [хо], [жа], [шы], [ща] (с минимальной контрастностью).

Учащимся можно предложить прослушать звуки, слоги, произнесенные другими людьми и записанными на диктофон, что способствует развитию слухового восприятия, т.к. просодические компоненты (темп, тембр, ритм) у каждого человека индивидуальны.

Выделение заданного звука на фоне слова

Упражнение состоит из двух частей:

  1. a)  выделения звука на фоне слова с опорой на слуховое восприятие и проговаривание (слова произносит родитель),

Ход игры. Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку (фишку), когда он услышит заданный звук.

Например:. [ш] – заданный звук,

в ряду: дом, школа, мешок, рыбак, комната, шалаш (с максимальной контрастностью);

санки, шапка, жук, нож, шуба, коза (с средней контрастностью);

сумка, сушка, машина, снежок, щетка, чашка (с минимальной контрастностью).

б) выделение звука на фоне слова в умственном плане (ребенок самостоятельно отбирает картинки на заданный звук).

Ход игры. Ребенку предлагается отобрать из предложенных картинок, картинки в которых есть заданный звук.

Например:. [ш] – заданный звук,

в ряду: дом, мешок, рыба, шапка, шар, удочка, лампочка, камыш, ландыш, рукзак (с максимальной контрастностью);

шляпа, санки,  жук, шуба, нож, коза, пушка, чашка, шов, ваза (с средней контрастностью);

сумка, сушка, миска, мишка, машина, ложка, колесо, шоколад, мышка, щетка (с минимальной контрастностью).

«Рассели животных».

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Ребенок должен выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш.

Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

«Волшебный круг».

Ход игры.

I вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.)

Например:  мишка — мышка, удочка — уточка, мак — рак, коза — коса,

кит — кот, трава — дрова, усы — уши, дом — дым.

«Цепочка слов».

Ход игры.

I вариант

Предлагается картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

II вариант

Родитель говорит слово, ребенок придумывают слова, начинающиеся со звука, на который закончилось предыдущее слово.

Например: сок – кот – том – мост – тир – рак – ком – мул – лес – сад – дом.

«Разложи»

Ход игры. Ребенку предлагается разложить картинки под цифрами 3, 4, 5, 6 в зависимости от количества звуков в их названии.

 

свернуть

Как правильно разговаривать со своими детьми

Как правильно разговаривать со своими детьми

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.Ваш ребенок самый замечательный!  

свернуть

Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии

Игра с пластилином

 Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.

Игра со счетными палочками или мозайкой 

Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.

Ниткография 

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткографией». 

Буквы из проволоки 

Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Занятия на прогулке 

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним. 

Игра с красками и водой 

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения 

Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. 

Рисуем буквы в воздухе 

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.

Итак, приготовьте цветные карандаши, счетные палочки или спички (предварительно отломите от них головки), проволоку, пластилин и отправляйтесь вместе с ребенком знакомиться с буквами

свернуть

Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук

 

         Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие

мелкой моторики рук.

         Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов,

тех, которые нас окружают. 
         Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.

Изображение          Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка.

         Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
         Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

         Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

         Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. 

Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).


Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
         Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций.

         Особое место при развитии мелкой моторики руки занимают игры с песком и различными видами круп (рисом, гречкой, манкой).

         Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

         Нравятся детям пальчиковые игры. Пальчиковые игры это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:


Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко.

Изображение 

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
 

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

 

         При выполнении каждого упражнения необходимо вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т.е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.

         Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). 

         Массаж специальным шариком Су-Джок. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом

Шарик я в руке катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

 

         Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.

         Кольцо поочередно надевается ребенком на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять, / разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

         Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

         С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

            Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

свернуть

Чтобы не возникали трудности

Чтобы не возникали трудности

 

В этой статье говорится о профилактике наиболее типичных школьных трудностей, возникающих у первоклассников. Каждому ребёнку, приходящему в первый класс, очень хочется хорошо учиться, а каждому учителю хочется как можно лучше научить своих первоклашек всем премудростям наук.

Но почему же тогда уже к январю некоторые ребята оказываются в сетях школьных трудностей, перестают любить школу, теряют веру в свои силы, а их учителя не в состоянии помочь им справиться с появившимися и растущими как снежный ком проблемами? Одна из причин - незнание учителем уровня готовности пришедших в класс ребят, обучение в слепую, ориентирующееся на некоего среднего ученика.

Вторая причина возникновения у детей трудностей – неумение учителя в ходе обучения учитывать выявленный в результате диагностики различный уровень готовности к школе своих учеников.

Далее обращается внимание на те наиболее встречающиеся трудности, помочь преодолеть которые ученику может и должен учитель. Например, в области русского языка трудности овладения чтением и письмом приводят к стойким, повторяющимся ошибкам, к их числу относятся:

  1. замены букв, обозначающих сходные в произношении и (или) восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);
  2. пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;
  3. перестановки букв и слогов;
  4. вставки гласных букв;
  5. неправильная постановка ударения в слове;
  6. нарушение понимания прочитанного;
  7. аграмматизмы при письме и чтении;
  8. нарушение границ слов.

Допустим, что учитель знает те трудности, которые могут ожидать первоклассников на их сложном пути, и знает своих ребят – их уровень готовности к овладению школьной премудростью, уровень их обучаемости.

Педагогом уже выделена группа детей, которым необходимо с первых дней предложить задания повышенного уровня сложности, чтобы у них не пропал интерес к учёбе, чтобы по-прежнему всё происходящее в школе было для них увлекательно, чтобы появилась скука и тоска в их таких открытых и искренних глазах. Также выделены дети, которым нужно протянуть руку помощи.

Далее говорится об условиях успешного осуществления коррекционно-развивающей работы.

 

Безграничная вере в каждого ребёнка

 

Каждый ребёнок всему может научиться. Конечно, для каждого необходимо разное  количество времени и условий и с его стороны, и со стороны учителя, но учитель не имеет права сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

Как известно, учитель не только предметник, но педагог, психолог, который в своей деятельности ориентируется на особенности этого периода детского развития. Поэтому обращается внимание на то, что к достижению положительного результата у младшего школьника только путём « от успеха к успеху». Для ребёнка очень важно постоянно, на каждом уроке чувствовать успешность своей деятельности.

Это возможно лишь в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем зданий соответствует уровню возможностей ребёнка. Только помня об этом, педагог даёт шанс каждому быть успешным в процессе обучения. И ещё одно, о чём нужно помнить: оценивая работу ребёнка, прежде всего обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

 

Создание доброжелательной атмосферы на уроке

 

Психологами доказано, что развитие может идти на  положительном эмоциональном фоне. Ребёнок намного быстрее добьётся успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать  эту уверенность в обращённых к нему словах учителя, в его действиях.

Не скупитесь на похвалы, отмечайте  даже самый незначительный, с вашей точки зрения, успех, обращайте внимание на любой правильный ответ, чаще говорите детям: «молодец», «умница», «прекрасно», «сегодня уже намного лучше, чем вчера», «ты меня очень порадовал своей работой», «обязательно получится» и т.д.

При этом не следует забывать, что оценочные суждения, которые даёт учитель, должны касаться только результатов работы ребёнка, а не его личности  (особенно при отрицательной оценке). Детям младшего возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку своей личности в целом. Поэтому так важно постоянно подчёркивать, что оценивается именно работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественны, содержательным оценочным суждением, поясняя ребёнку, что уже получилось прекрасно, что получилось хорошо и над чем ещё нужно поработать.

 

Темп продвижения каждого ученика

 

Эта категория зависит от индивидуальных возможностей ребёнка. Он не будет работать лучше и быстрее, если постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний» и т.п. Этими словами достигается, как правило, обратный эффект либо сильно начинает страдать качество (у ребёнка формируется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Современная педагогика утверждает: учитель должен стоять на позиции лучше меньше, да лучше и на начальных этапах подстраиваться к темпу ребёнка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объёму задания.

Более того, физиологическими и психологическими исследованиями доказано, что есть ряд работ, которые на данном этапе обучения дети не могут выполнять быстрее или когда темп деятельности начинает отрицательно влиять на её качество.

Отказ от принципа «перехода количества дополнительных заданий в качество обучения»

Суть «качественного» подхода состоит в том, что учитель знает, в чём заключаются трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом.

Так, ребёнок путает буквы б – п, то механическая работа, заключающаяся в бесконечном выписывании этих букв, будет неэффективна. Ведь замена этих букв – следствие дифференциации парных по признаку глухости – звонкости звуков б – п, и начинать работу нужно с развития умения дифференцировать эти звуки в восприятии на слух, при собственном произношении ребёнка, потом отрабатывать связь звонкого звука с буквой б, а глухости звука – с буквой п, прибегая к дополнительным опорам – ощущению вибрации горлышка ладошкой (горлышко дрожит – пишу б, горлышко не дрожит – пишу п). Такие специальные упражнения вы найдёте в рабочих тетрадях «Грамота»  и «Письмо» (УМК «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф), где для отработки этой дифференциации введены зрительные опоры – красные колокольчики над буквами, обозначающими звонкие согласные звуки.

 Что касается математики, то здесь продуктивен именно такой путь – от знания причины к её устранению. Так, чаще при решении задач, связанных с нахождением числа, на несколько единиц больше ( меньше) данного, учитель ориентирует детей только на слова – признаки: «больше» - прибавляй, «меньше» - вычитай. Пока дети решают такие задачи под руководством учителя, они почти не допускают ошибок. Но как только они сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения задач такого типа, начинают выполнять действия наугад. Заметив это, учитель обычно увеличивает количество аналогичных задач, в то время как нужно научить детей понимать смысл самого условия задачи. Например, разъяснить смысл фразы: «на три больше, значит, столько же и ещё три».

Вывод: постоянное отслеживание продвижений каждого ученика, знание той точки, в которой он находится в настоящее время, а также знание перспектив в развитии ребёнка – залог успеха педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика.

Другими словами, учитель должен знать:

а) что ребёнок уже может сделать самостоятельно;

б) что он может сделать с вашей помощью;

в) в чём эта помощь должна выражаться.

свернуть
поделиться в: