РУС БЕЛ ENG

Права и обязанности

О ПРАВАХ РЕБЕНКА

 ПРАВОВЫЕ ЛАБИРИНТЫ

Личность человека формируется с детства. Между тем во многих странах вопросам правовой защиты детей не уделяется должного внимания. По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в настоящее время около 100 млн. детей существуют за счет воровства, проституции и нищенства, более 50 млн. ежегодно умирают от болезней, около 1 млн. ежегодно остаются без семьи, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу.

Глубокая озабоченность мирового сообщества состоянием дел с развитием, воспитанием и образованием детей нашла отражение в правовых документах, принятых ООН: Декларации прав ребенка 1959 года и Конвенции о правах ребенка 1989 года, которая придала идеям Декларации прав ребенка более четкую форму, а главное – силу норм международного права. В соответствии с этой Конвенцией в Республике Беларусь в 1993 году был принят Закон «О правах ребенка».

Содержание названных документов в полной мере относится и к каждому из вас, поскольку как бы вы ни хотели быть старше и как бы ни стремились быстрее стать полноправными гражданами своей страны, вы все еще находитесь в мире, называемом детством,  т. к. по критериям ООН детство охватывает период жизни человека с его рождения до 18 лет. Поэтому вы должны знать, что Конвенция о правах ребенка и другие общепризнанные международные документы гарантируют всем детям планеты право воспитываться и развиваться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях свободы и достоинства. Вы должны знать, что ребенок с момента появления на свет, в какой бы стране он ни родился, имеет право на имя и гражданство; имеет право на особую заботу о себе и защиту, на хорошее питание, жилище, медицинское обслуживание.

Конвенция гласит: «Ребенок должен быть среди первых, ожидающих помощи  и защиты, он имеет право на любовь и понимание со стороны родных и близких, учителей и воспитателей, со стороны правительства и государства, если он не может уже получить ее от родственников. Если ребенок отстает в развитии в том или другом отношении (физическом или психическом), общество и государство должно обеспечить ему право на особую заботу».

Каждый из вас, как и все дети, имеет право бесплатно посещать школу; свободно распределять свое время между игрой, развлечениями и учебой, самообразованием, стремясь быть ответственным перед обществом и полезным ему.

Вы должны знать, что общество и государство обязаны защищать вас от актов жестокости и эксплуатации, не допускать, чтобы возложенная на вас работа затрудняла ваше развитие, как физическое, так и духовное.

Однако вы должны осознавать и то, что вместе с правами на вас возлагаются и обязанности перед обществом, государством и вашими близкими.

Каждый из вас должен учиться жить в мире и взаимопонимании с окружающими, терпеливо относиться к слабостям других людей. С этого начнутся ваше собственное понимание счастья и определение путей его достижения. Стремление к счастью присуще всем людям, и современное общество признало его как право каждого человека.

Конвенция о правах ребенка


Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.

Права и обязанности учащихся закреплены в основном законе жизни и деятельности школы — ее уставе, который принимается на общешкольной конференции, в работе которой, как правило, участвуют наряду с педагогами и родителями сами учащиеся.
Устав представляет собой свод правил и положений, которые определяют цели, задачи, организацию, структуру и порядок деятельности школы.

В уставе закреплены права учащегося:
• на правовую и социальную защищенность;    
• на выбор профиля обучения;
• уважение    своего достоинства;
• на помощь учителей и овладение знаниями;
• на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
• на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;
• на защиту труда и здоровья в процессе обучения;
• представлять школу на конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями;
• выбирать и быть выбранным на конференцию, в совет школы, органы ученического самоуправления;
• принимать участие в распределении заработанных школой средств;
• высказывать свое мнение при оценке деятельности учителей в форме, определенной уставом школы;
• на признание и оценку своей учебной и общественной деятельности;
• на открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках контрольных работ и экзаменов.

Устав устанавливает:
• старательно учиться, овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками, быть дисциплинированным, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции;
• не унижать достоинство людей, уважать их взгляды и убеждения;
• достойно вести себя в школе и за ее пределами, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие, человечность;
• бережно и с уважением относиться к национальной истории и культуре своего и других народов;
• беречь родную природу и окружающий мир, их богатство и красоту;
• подчиняться решениям конференции, совета школы, указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям учителя и других сотрудников школы, исполнять устав школы.
Устав школы закрепляет также и отдельные запрещения на поведение и действия учащихся, грубо нарушающие порядок в школе и представляющие собой опасность для окружающих.

 

Учащимся    школы запрещается:
• носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, особенно оружие, боеприпасы и т.д., применение или угроза их применения;
• развязывать и провоцировать драки в школе и в школьном дворе и участвовать в них;
• иметь спиртные напитки или наркотики, употреблять их, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях;
• играть на занятиях и в перерывах в карты и другие азартные игры;
• заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб школе,    собственности учащегося;
• игнорировать замечания, сделанные учителем или представителем администрации школы, проявляя при этом грубость и неуважительность;
• регулярно не выполнять получаемые задания или их систематически недобросовестно выполнять.
За перечисленные провинности учащиеся, достигшие 14 лет, могут быть исключены из школы на определенный или неопределенный срок приказом директора школы, издаваемым на основании решения совета школы и по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних при райгорисполкоме.
Но во всех случаях, разрешая ситуации, связанные с привлечением учащихся к ответственности за нарушение требований устава школы, другие проступки, администрации школы необходимо учитывать положение основополагающих правовых документов, закрепляющих методы дисциплинарной практики в учебно-воспитательных учреждениях.