В последнее время все чаще речь идет о приобщении детей к инженерному мышлению, творчеству, культуре.
От Архимеда до Королёва и Стива Джобса инженерами руководило стремление изменить мир к лучшему, сделать что-то полезное, что облегчает жизнь, делает ее более интересной и безопасной. И приобщение учащихся к этим ценностям происходит тогда, когда дети и взрослые вместе ставят опыты, наблюдают, измеряют, проектируют, конструируют и изготавливают модели и реальные объекты. При этом осваиваются и технологии – от самых простых до самых современных, а у учащихся формируется способность четко мыслить и действовать.
Помочь в развитии интеллектуальных способностей и инженерной культуры помогают такие компоненты, как цифровые исследовательские лаборатории, робототехника, конструирование и моделирование, раннее программирование, развитие математических представлений, лаборатория 3D- моделирования и другие.
Наше учреждение образования имеет достаточный опыт работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, поэтому создание районного ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества» позволило поделиться этим опытом со всеми заинтересованными педагогами Оршанского района. Ресурсный центр работал в течение 2021/2022 учебного года.
Цель работы: совершенствование профессиональной компетентности педагогов через распространение эффективных образовательных практик организации работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.
Задачи ресурсного центра:
- познакомить с опытом работы учреждения образования по развитию ключевых компетенций учащихся, их интеллектуальных способностей средствами алгоритмизации и инженерного творчества;
- обеспечить информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению.
Для функционирования ресурсного центра имеется следующее материально-техническое обеспечение: видео- и компьютерная техника, роботы Маtatalab Lite, Маtatalab Pro, TaleBot, конструкторы LegoWeDO, микроконтроллеры micro:bit и наборы датчиков к ним, 3D-принтер, среды программирования и моделирования Tinkercad, Scratch, MakeCode, сеть Интернет, фонд справочной, методической литературы.
Слушателями ресурсного центра являлись различные категории педагогических работников: заместители директора по учебной работе, педагоги учреждений
образования, воспитатели детских дошкольных учреждений.
В рамках организационно-методической работы учителем информатики Снытко Н.Г. проведены следующие мероприятия:
1) теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий в условиях современного образования» для заместителей директора по учебной работе и учителей информатики проводился дистанционно в сентябре 2021 года, все школы района получили пакет документов по теме занятия;
2) семинар-практикум «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей старшего дошкольного возраста как основы пропедевтики к изучению информатики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки» для работников учреждений дошкольного образования, учителей начальных классов проводилось on-line в ноябре 2021 года. Слушатели познакомились с техническими средствами для организации занятий по бескомпьютерному обучению, которые мы используем на занятиях. Также им были предложены разработанные учителем задания;
3) семинар-практикум «Обучение моделированию объектов, явлений и отношений, существующих в реальности, в игровой форме на основе решения ситуационных и логических задач» для учителей информатики проводился в феврале 2022 года дистанционно. В формате презентации и просмотра видеофрагментов, педагоги познакомились с возможностями робототехнических устройств для моделирования объектов, явлений и отношений, существующих в реальности как средства повышения эффективности обучения учащихся основам алгоритмизации и программирования с использованием визуализированных сред и визуальных языков программирования;
4) семинар-практикум «Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами программируемых устройств и сред программирования. Создание творческих проектов» для учителей информатики, химии, физики, географии проводился в апреле 2022 года на базе кабинета информатики школы. Педагоги в деятельности осваивали возможность решения задач практической направленности с использованием роботов Мататалаб, Мататалаб + Scratch, Scratch + micro:bit;
5) пресс-конференция «Работа районного ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества». Подведение итогов работы центра для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей информатики состоялось в мае 2022 года. В рамках занятия были затронуты вопросы возможности и перспектив использования робототехнических устройств в использовании STEAM подхода в образовании. Педагоги ознакомились с возможностью создания 3D-моделей и их печати на 3D- принтере. Также создавали модели на основе микропроцессора micro:bit и датчиков.
В течение работы центра проводились консультации разных категорий педагогических работников по вопросам совместного использования различных робототехнических устройств в одном проекте.
Трансляция опыта педагога Снытко Н.Г. по вопросу развития интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества осуществляясь на уровне области:
- тематическом семинар в режиме онлайн «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием образовательных наборов MATATALAB» (декабрь, 2021);
- выступление на курсах повышения квалификации учителей информатики ВОИРО «Современные подходы к организации и проведению учебных и факультативных занятий по информатике» (февраль, 2022);
- выступление на курсах повышения квалификации ВОИРО «Использование современных ИКТ в профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования» (июнь, 2022);
- представление опыта работы на мастер-классе «Мататалаб: первые шаги к программированию» в рамках митапа для молодых педагогов (июнь, 2022).
А также на уровне республики проведен семинар для педагогических работников учреждений образования в МОИРО «Организация проектной деятельности учащихся с использованием Scratch и образовательных робототехнических наборов» (февраль, 2022).
Таким образом, реализация программы работы ресурсного центра позволила обеспечить трансляцию опыта работы педагогов учреждения образования по формированию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, а также позволило расширить методический банк внедрения и использования форм и методов работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.
ГУО «Средняя школа №12 г. Орши»
http://sh12.goroo-orsha.by
e-mail: school12@goroo-orsha.by