РУС БЕЛ ENG

Ресурсные центры

Презентация ресурсного центра «Формирование метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности»

Внимание к проблеме формирования и развития метапредметных компетенций учащихся на всех ступенях общего среднего образования обусловлено сложившейся социально-экономической ситуацией в обществе и экономике. Глобализационные процессы, стремительное развитие технологий и компьютеризация жизни задают новые рамки для развития современного человека. Снижается доля рабочей силы, занятой на позициях, связанных с рутинной когнитивной работой и ручным трудом – такими задачами, которые легко могут быть выполнены с помощью программирования. Возрастающая доля рабочей силы занята в тех задачах, которые невыполнимы с помощью компьютера. Новый формирующийся рынок труда будет требовать от специалистов умения решать неструктурированные проблемы, работать с новой информацией. Эти изменения структуры рынка труда формируют новый вызов образованию.

Для того чтобы нынешние ученики были успешны во взрослой жизни, в рамках школьного обучения необходимо формировать у них компетенции XXI века (критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию), которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.

Необходимость особого внимания к навыкам XXI века признается международным сообществом. В докладе New Vision for Education, представленном на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе выделяется три сферы важных для современного человека навыков: новая грамотность, компетенции XXI века и личностные характеристики. Партнерство по навыкам XXI века (Partnership for 21st Century Skills) также выделяет критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию как важную часть рамки, определяющей обучение в XXI веке. В работе ЮНЕСКО, посвященной обучению будущего, выделяются такие важные компетенции как критическое мышление и навык решения проблем, кооперация и лидерство, эффективная коммуникация, любопытство и воображение, инициативность и адаптивность.

Необходимость формирования навыков XXI века признается и в Беларуси: уже сейчас в концепции и образовательные стандарты учебных предметов включены метапредметные и личностные результаты школьников, которые, по сути, отражают некоторые компетенции XXI века.

Необходимо также отметить, что создание определенного медиаконтента для современных школьников является привычным видом деятельности: многие из них ведут блоги, создают публикации в социальных сетях, разрабатывают тематические сайты. Однако при этом не всегда обладают должным уровнем информационной культуры и медиаграмотности, в связи, с чем генерируемый ими медиаконтент обладает низким уровнем смысловой наполненности.

Необходимо так организовать деятельность школьных медиаизданий, создать такую систему работы, которая позволит учащемуся уже на ранних этапах сформировать комплекс необходимых метапредметных компетенций и личностных качеств и в дальнейшем развивать их, сделать эту систему оптимальной как для учащихся, так и для их законных представителей и педагогов.

Наше учреждение образования имеет достаточный опыт работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, поэтому создание районного ресурсного центра «Формирование метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности» позволит поделиться этим опытом со всеми заинтересованными  педагогами Оршанского района.  Планируется, что ресурсный центр будет работать в течение 2022/2023 учебного года.

Целью работы центра является совершенствование профессиональной компетентности педагогов через распространение эффективных образовательных практик организации работы по формированию метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности.

Задачи ресурсного центра следующие:

-  познакомить с опытом работы учреждения общего среднего образования по развитию метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности;

- обеспечить информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению.

Для функционирования ресурсного центра имеется следующее материально-техническое обеспечение: видео- и компьютерная техника, принтер и сканер,  интернет-сервисы Kahoot  и Quizizz, образовательная  платформа  Learnis  (виртуальные  квесты),  программа компьютерной верстки Adobe InDesign, профессиональная программа нелинейного видеомонтажа  Adobe  Premiere  Pro,  программа  для  графического  дизайна  и  обработки изображений Photoshop, текстовый редактор Microsoft Word, сеть Интернет, фонд справочной и методической литературы. 

Слушателями ресурсного центра предполагаются различные категории педагогических работников: заместители директора по учебной работе, заместители директора по воспитательной работе, педагоги учреждений образования: учителя-предметники, учителя начальных классов, классные руководители.

В рамках организационно-методической работы планируется проведение следующих мероприятий:

- теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся путем формирования метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся в условиях современного образования» для учителей-предметников, учителей начальных классов (сентябрь, 2022);

- семинар-практикум  «Медиаобразование и медиаграмотность современного человека. Возможности медиаобразование на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях» для заместителей руководителей учреждений образования по воспитательной работе, учителей русского языка и литературы, учителей белорусского языка и литературы (ноябрь, 2022);

- семинар-практикум  «Развитие информационной грамотности учащихся в сети Интернет» для классных руководителей (январь, 2023);

- семинар-практикум  «Голос учительского сообщества, или Как стать педагогом-журналистом?»  для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей-предметников, учителей начальных классов (март, 2023).

Также в рамках работы центра запланировано проведение консультаций для заместителей директора по учебной работе «Использование возможностей информационных технологий при построении информационного образовательного пространства учреждения образования» (сентябрь, 2022); консультация для педагогов учреждения образования «Медиа и критическое мышление» (ноябрь, 2022); работа консультационного пункта для учащихся и классных руководителей «Мультимедийная журналистика» (февраль, 2023); консультирование разных категорий педагогических работников по вопросам формирования информационной и медиаграмотности учащихся в течение работы ресурсного центра.

Подведение итогов работы центра пройдет на итоговой пресс-конференции для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей-предметников, учителей начальных классов «Работа районного  ресурсного центра «Формирование метапредметных компетенций учащихся путём повышения уровня их информационной и медиаграмотности» в мае 2023 года.

Таким образом, реализация программы работы ресурсного центра позволит обеспечить  трансляцию опыта работы педагогов учреждения образования по развитию метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности, а также позволит расширить методический банк внедрения и использования форм и методов работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационной грамотности.

свернуть

План работы ресурсного центра «Формирование метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности» на 2022/2023 учебный год

№ п/п

Содержание

работы

Время проведе-ния

Адресат

Методиче-

ский продукт

Ответственные

1.

Теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся путем формирования метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся в условиях современного образования»

октябрь 2022

учителя-предметники, учителя начальных классов

пакет документов

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Козлова В.В.

2.

Семинар-практикум  «Медиаобразование и медиаграмотность современного человека. Возможности медиаобразование на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях»

ноябрь

2022

учителя-предметники, учителя начальных классов

пакет документов

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Козлова В.В.

3.

Семинар-практикум  «Развитие информационной грамотности учащихся в сети Интернет»

январь

2023

классные руководители

пакет документов

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Снытко Н.Г.

4.

Семинар-практикум  «Голос учительского сообщества, или Как стать педагогом-журналистом?»

апрель

2023

учителя-предметники, учителя начальных классов

пакет документов

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Снытко Н.Г.

 

5.

Пресс-конференция

«Работа районного  ресурсного центра «Формирование метапредметных компетенций учащихся путём повышения уровня их информационной и медиаграмотности» (из опыта работы)

май

2023

учителя-предметники, учителя начальных классов

презентация, фотомате-риал 

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Козлова В.В.

Снытко Н.Г.

 

 

свернуть

Ресурсный  центр «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества»

Ресурсный  центр

«Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества»

 Развитие интеллектуальных способностей учащихся происходит в различных видах деятельности: учебной деятельности, игре, конструировании, моделировании. В последнее время все чаще речь идет о приобщении детей к инженерному мышлению, творчеству, культуре.

 Какие ценности составляют ядро этой культуры? От Архимеда до Королёва и Стива Джобса инженерами руководило стремление изменить мир к лучшему, сделать что-то полезное, что облегчает жизнь, делает ее более интересной и безопасной. И приобщение учащихся к этим ценностям происходит тогда, когда дети и взрослые вместе ставят опыты, наблюдают, измеряют, проектируют, конструируют и изготавливают модели и реальные объекты. При этом осваиваются и технологии – от  самых простых до самых современных, а у учащихся формируется способность четко мыслить и действовать.

 Помочь в развитии интеллектуальных способностей и инженерной культуры помогают  такие компоненты, как цифровые исследовательские лаборатории, робототехника, конструирование и моделирование, раннее программирование, развитие математических представлений, лаборатория 3D моделирования и другие.

 Наше учреждение образования имеет достаточный опыт работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, поэтому создание районного ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества» позволит поделиться этим опытом со всеми заинтересованными  педагогами Оршанского района.  Планируется, что ресурсный центр будет работать в течение 2021/2022 учебного года.

 Целью работы центра  является  совершенствование профессиональной  компетентности педагогов  через распространение эффективных образовательных практик  организации работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.

 Задачи ресурсного центра следующие:

  • познакомить с опытом работы учреждения образования по развитию ключевых компетенций учащихся, их интеллектуальных способностей средствами алгоритмизации и инженерного творчества;
  • обеспечить информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению.

 Для функционирования ресурсного центра имеется следующее материально-техническое обеспечение: видео- и компьютерная техника, роботы Мататалаб Лайт, образовательный комплекс Мататалаб Про, конструкторы LegoWeDO, среды программирования и моделирования Tinkercad, Scratch, 3D принтер, сеть Интернет, фонд справочной, методической литературы.

 Слушателями ресурсного центра  предполагаются различные категории педагогических работников: заместители директора по учебной работе, педагоги учреждений образования, воспитатели детских дошкольных учреждений.

 В рамках организационно-методической работы планируется проведение следующих мероприятий:

  • теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий в условиях современного образования» для заместителей директора по учебной работе, учителей информатики (сентябрь 2021 года);
  • семинар-практикум  «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей старшего дошкольного возраста как основы пропедевтики к изучению информатики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки» для работников учреждений дошкольного образования, учителей начальных классов (ноябрь 2021 года);
  • семинар-практикум  «Обучение моделированию объектов, явлений и отношений, существующих в реальности, в игровой форме на основе решения ситуационных и логических задач» для учителей информатики (январь 2022 года);
  • семинар-практикум  «Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами программируемых устройств и сред программирования. Создание творческих проектов» для учителей информатики, химии, физики, географии (март 2022 года).

 Также в рамках работы центра запланировано проведение консультаций для заместителей директора по учебной работе «Использование возможностей информационных технологий при построении информационного образовательного пространства учреждения образования» (сентябрь 2021 г.), консультации «Правила создания и программирования моделей в средах LegoWeDO и Мататалаб» для всех категорий педагогических работников  (октябрь  2021 г., февраль 2022 г.); работа консультационного пункта для учащихся «Использование робототехники при изучении основ алгоритмизации» (январь 2022 г.); консультирование разных категорий педагогических работников по вопросам совместного использования различных робототехнических устройств в одном проекте в течение работы центра.

 Подведение итогов работы центра пройдет на итоговой пресс-конференции для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей информатики «Работа районного  ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества» в мае 2022 года.

 Таким образом, реализация программы работы ресурсного центра позволит обеспечить  трансляцию опыта работы педагогов учреждения образования по формированию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, а также позволит расширить методический банк внедрения и использования форм и методов работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.

свернуть

План работы ресурсного центра

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования

«Средняя школа № 12 г. Орши»

__________ Е.В.Кудрявцева

________________________

 

План работы ресурсного центра

«Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества»

на 2021/2022 учебный год

 

п/п

Содержание

работы

Время

проведения

Адресат

Методический

продукт

Ответственные

1.

Теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий в условиях современного образования»

сентябрь 2021 г.

заместители руководителей учреждений образования

по учебной работе,

учителя информатики

пакет документов

Шелуховская О.К.

Снытко Н.Г.

2.

Семинар-практикум  «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей старшего дошкольного возраста как основы пропедевтики к изучению информатики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки»

ноябрь

2021г.

работники учреждений дошкольного образования, учителя начальных классов

 

пакет документов

Снытко Н.Г.

3.

Семинар-практикум  «Обучение моделированию объектов, явлений и отношений, существующих в реальности, в игровой форме на основе решения ситуационных и логических задач»

январь

2022г.

учителя информатики

пакет документов

Снытко Н.Г. Подоксенова Л.В.

4.

Семинар-практикум  «Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами программируемых устройств и сред программирования. Создание творческих проектов»

март

2022г.

учителя информатики, химии, физики, географии

пакет документов

Снытко Н.Г. Подоксенова Л.В.

5.

Пресс-конференция

«Работа районного  ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества»

(из опыта работы)

май

2022 г.

заместители руководителей учреждений образования

по учебной работе,

учителя информатики

презентация, фотомате-риал 

Шелуховская О.К.

 Снытко Н.Г.

 

свернуть

Отчет о работе ресурсного центра

 

 

 

 

 

В последнее время все чаще речь идет о приобщении детей к инженерному мышлению, творчеству, культуре.

От Архимеда до Королёва и Стива Джобса инженерами руководило стремление изменить мир к лучшему, сделать что-то полезное, что облегчает жизнь, делает ее более интересной и безопасной. И приобщение учащихся к этим ценностям происходит тогда, когда дети и взрослые вместе ставят опыты, наблюдают, измеряют, проектируют, конструируют и изготавливают модели и реальные объекты. При этом осваиваются и технологии – от самых простых до самых современных, а у учащихся формируется способность четко мыслить и действовать.

Помочь в развитии интеллектуальных способностей и инженерной культуры помогают такие компоненты, как цифровые исследовательские лаборатории, робототехника, конструирование и моделирование, раннее программирование, развитие математических представлений, лаборатория 3D- моделирования и другие.

Наше учреждение образования имеет достаточный опыт работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, поэтому создание районного ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества» позволило поделиться этим опытом со всеми заинтересованными педагогами Оршанского района.  Ресурсный центр работал в течение 2021/2022 учебного года.

Цель работы: совершенствование профессиональной компетентности педагогов через распространение эффективных образовательных практик организации работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.

Задачи ресурсного центра:

- познакомить с опытом работы учреждения образования по развитию ключевых компетенций учащихся, их интеллектуальных способностей средствами алгоритмизации и инженерного творчества;

- обеспечить информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению.

Для функционирования ресурсного центра имеется следующее материально-техническое обеспечение: видео- и компьютерная техника, роботы Маtatalab Lite, Маtatalab Pro, TaleBot, конструкторы LegoWeDO, микроконтроллеры micro:bit и наборы датчиков к ним, 3D-принтер, среды программирования и моделирования Tinkercad, Scratch, MakeCode, сеть Интернет, фонд справочной, методической литературы.

Слушателями ресурсного центра являлись различные категории педагогических работников: заместители директора по учебной работе, педагоги учреждений

образования, воспитатели детских дошкольных учреждений.

В рамках организационно-методической работы учителем информатики Снытко Н.Г. проведены следующие мероприятия:

1) теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий в условиях современного образования» для заместителей директора по учебной работе и учителей информатики проводился дистанционно в сентябре 2021 года, все школы района получили пакет документов по теме занятия;

2) семинар-практикум «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей старшего дошкольного возраста как основы пропедевтики к изучению информатики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки» для работников учреждений дошкольного образования, учителей начальных классов проводилось on-line в ноябре 2021 года. Слушатели познакомились с техническими средствами для организации занятий по бескомпьютерному обучению, которые мы используем на занятиях. Также им были предложены разработанные учителем задания;

3) семинар-практикум «Обучение моделированию объектов, явлений и отношений, существующих в реальности, в игровой форме на основе решения ситуационных и логических задач» для учителей информатики  проводился в феврале  2022 года дистанционно. В формате презентации и просмотра видеофрагментов, педагоги познакомились с возможностями робототехнических устройств для моделирования объектов, явлений и отношений, существующих в реальности как средства повышения эффективности  обучения учащихся основам алгоритмизации и программирования с использованием визуализированных сред и визуальных языков программирования;

4) семинар-практикум «Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами программируемых устройств и сред программирования. Создание творческих проектов» для учителей информатики, химии, физики, географии проводился в апреле 2022 года на базе кабинета информатики школы. Педагоги в деятельности осваивали возможность решения задач практической направленности с использованием роботов Мататалаб, Мататалаб + Scratch, Scratch + micro:bit;

5)  пресс-конференция «Работа районного  ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества». Подведение итогов работы центра для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей информатики состоялось в мае 2022 года.  В рамках занятия были затронуты вопросы возможности и перспектив использования робототехнических устройств в использовании STEAM  подхода в образовании. Педагоги ознакомились с возможностью создания 3D-моделей и их печати на 3D- принтере. Также создавали модели на основе  микропроцессора micro:bit и датчиков. 

В течение работы центра проводились консультации разных категорий педагогических работников по вопросам совместного использования различных робототехнических устройств в одном проекте.

Трансляция опыта педагога Снытко Н.Г. по вопросу развития интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества осуществляясь на уровне области:

- тематическом семинар в режиме онлайн «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием образовательных наборов MATATALAB» (декабрь, 2021);

- выступление на курсах повышения квалификации учителей информатики ВОИРО «Современные подходы к организации и проведению учебных и факультативных занятий по информатике» (февраль, 2022);

- выступление на курсах повышения квалификации ВОИРО «Использование современных ИКТ в профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования» (июнь, 2022);

- представление опыта работы на мастер-классе «Мататалаб: первые шаги к программированию» в рамках митапа для молодых педагогов (июнь, 2022).

А также на уровне республики проведен семинар для педагогических работников учреждений образования в МОИРО «Организация проектной деятельности учащихся с использованием Scratch и образовательных робототехнических наборов» (февраль, 2022). 

Таким образом, реализация программы работы ресурсного центра позволила обеспечить трансляцию опыта работы педагогов учреждения образования по формированию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, а также позволило расширить методический банк внедрения и использования форм и методов работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.

 

 

 

ГУО «Средняя школа №12 г. Орши»

http://sh12.goroo-orsha.by

e-mail: school12@goroo-orsha.by

свернуть
поделиться в: