Центром краеведческой работы и гражданско-патриотического воспитания в учреждении образования является школьный музей «Герои и подвиги». Дата основания музея - 9 мая 1964 года. Он проделал путь от первых отрядов «Красных следопытов» до исторического музея.
Цель создания школьного музея: увековечивание памяти героев, освободителей Орши от немецко-фашистских захватчиков.
Задачи деятельности музея:
- развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, творческих способностей;
- формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к ценностям прошлых поколений;
- формирование чувства ответственности за сохранение исторической культуры своего народа, гордости за свою Родину.
Основная тематика музея – история воинских частей и соединений, освобождавших Оршу и Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
За годы работы музей разыскал более 2 тысяч участников войны, совместно с ветеранами войны воссоздавал историю боевого пути воинских частей. В музее хранится 221 экспонат основного и 300 экспонатов вспомогательного фондов.
Основные разделы экспозиции: история школы; боевой путь 192-ой Оршанско-Хинганской краснознаменной стрелковой дивизии; боевой путь 173-ей Оршанской Краснознаменной стрелковой дивизии; «В небе над Беларусью»; боевой путь 35-го танкового полка прорыва; «Бой с четырьмя танками»; подвиг Бобкова Юрия Григорьевича – выпускника школы; «Приняли первый бой».
Для эффективной работы музея создан Совет музея. Работа музея включает в себя следующие направления:
- экскурсионно-лекторская работа;
- фондово-архивная работа;
- поисково-исследовательская работа;
- организационно-массовая и воспитательная работа.
Для организации экскурсионно-лекторской работы действует объединение по интересам «Юные экскурсоводы».
В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии «Огненные вёрсты», «Человек сильнее танков», «В небе над Беларусью», «Приняли первый бой», «Высокое звание Герой», «Подвиг офицера», «Версты, опалённые войной» и другие. Также проводятся пионерские сборы, уроки мужества, классные и информационные часы.
Традиционно проводятся праздники улиц Заслонова и Стебенёва, марафон «Этих дней не забыть никогда», «Вахта памяти», месячник военно-патриотического воспитания, Неделя юного героя-антифашиста. И, конечно же, всех объединяет День рождения музея.
В работе музея совмещаются классические формы работы и возможности современного информационного пространства. Востребованы такие формы работы, как «Музей в чемодане», «Экспонаты заговорили», создан виртуальный музей.
Несмотря на свои скромные размеры – музей расположен в стандартной классной комнате, небольшое количество экспонатов, музей продолжает оставаться живым и деятельным.
Но время вносит свои коррективы в работу школьного музея. С современными учащимися нельзя проводить мероприятия так, так с учениками 60-х или 80-х годов – время изменило их восприятие окружающего пространства и восприятие событий прошлого. Что же предпринимает наш музей для того, чтобы оставаться современным, привлекать учеников, быть для них интересным, увлекательным? Как же использовать все, что наработано и скоплено в музее в современных условиях? Какие коррективы вносит время в работу музея?
Самой распространенной формой работы государственного или школьного музея является экскурсия. Традиционными формами работы для музеев боевой славы являются встречи с ветеранами, участниками военных событий, проведение линеек, шествий, митингов, уроков мужества. Но надо переходить от традиционных экскурсий и встреч, линеек и митингов – к работе в условиях современных средств обучения и воспитания, современных технологий. Только это ни в коем случае не отказ от экскурсий и встреч, а представление их в новом формате.
Умелое сочетание старых и новых форм работы – залог успеха любой экскурсии, встречи, классного часа. В нашем музее практикуется использование видеофильмов, кадров кинохроники, кинофильмов при проведении экскурсий, встреч, классных часов. В музее создана большая видеотека.
Проводятся в музее и кинолектории. Для кинолекториев подбираются фильмы в соответствии с возрастной аудиторией, перед просмотром кинофильма идет рассказ на данную тему. Например, при просмотре младшими школьниками фильма «Зимнее утро» о детях блокадного Ленинграда, рассказывается о том, что такое блокада, как жили люди, что такое карточки, нормы продовольствия и т.д. При просмотре кинофильма «В небе ночные ведьмы» проводится небольшая экскурсия в музее у экспозиции, посвященной 125 женскому бомбардировочному авиаполку им. М. Расковой. При просмотре фильма «Баллада о солдате» рассказывается, почему обычное мыло было дорогим подарком, почему переживает безногий солдат и некоторые другие моменты фильма, непонятные современным детям.
Музей - это экспонаты, вещи, предметы. За каждым экспонатом стоит судьба, скрывается память, которая превращает предмет в живую, связующую нить истории. Но как в музее сохранить воспоминания? Как сохранить и передать чувства? Мы говорим о людях, связываем воедино вещи и судьбы, истории и чувства, надежды и мечты…
Очень нравится и посетителям музея, и членам совета музея такие форма работы, как «Музей в чемодане» или «Экспонаты заговорили». Это возможность сделать представление экспонатов музея мобильным, «перейти» музею в любое помещение. Наглядность играет здесь главную роль.
«Музей в чемодане» имеет и различные варианты – только представление экспонатов или представление экспонатов в сопровождении презентации. Презентация дает широкий спектр наглядности, расширяет знания о данном предмете. Его можно использовать через сеть Интернет, посещать на дому больных, детей-инвалидов, ветеранов. Музей становится мобильным и оперативным.
Вот как, например, проходит представление экспоната музея газеты «Правда» от 9 мая 1945 года: «Победа! Победа! Какое важное слово. Сколько стремлений вложено в него! Сколько жизней отдано. Какой экспонат у меня в руках! Газета «Правда» от 9 мая 1945 года. Поздно вечером, почти ночью, 8 мая 1945 года фашисты подписали акт о капитуляции. О том, что война вот-вот закончится знали, ведь бои шли в Берлине. И, как только, стало известно о подписании Германией капитуляции, заработали все телетайпы, весь эфир наполнился словами о победе. Газеты верстались всю ночь и утром выглядели вот так. Впервые был объявлен и день Победы – 9 мая.
В газете помещена фотография с подписью о том, что на Красной площади в Москве люди стали собираться уже в 4 часа утра 9 мая. Прозвучал первый победный салют!
А вы знаете, как встретили победу в Орше? Ночью, когда спал город, первыми узнали о том, что окончилась война, железнодорожники. Люди стали передавать друг другу известие, потом побежали по улицам в районе вокзала, стучали в окна домов, двери: «Вставайте, просыпайтесь, победа! Победа!» - летело над городом… Победа! Победа! Какое важное слово. Сколько стремлений вложено в него! Сколько жизней отдано.
Эту газету передала в музей Кеня Надежда Анатольевна, дочь Яцука Анатолия Даниловича. Он в годы Великой Отечественной войны в составе экипажа самолета Си-47 совершил 111 вылетов в тыл к фашистам, 93 раза летал к линии фронта, дважды был сбит во время воздушных боёв. Среди наград Анатолия Даниловича Орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны 1 степени, Орден Отечественной войны 2 степени, 9 боевых медалей, 9 юбилейных медалей.
Именно Анатолий Данилович работал директором нашей школы, с 1963 по 1976 год, и стал инициатором создания школьного музея «Герои и подвиги».
Но, несмотря на широкие возможности информатизации, совсем исключать старые формы нельзя. Какой бы хорошей не была презентация или другая компьютерная версия, она в полной мере не заменит слова, интонацию, чувства. Поэтому на экскурсиях в музее «Герои и подвиги» очень тщательно подбирается текст экскурсии. В текст экскурсий вставляются выдержки из художественной литературы, стихи. Стихи наиболее образно и очень эмоционально передают чувства, поэтому в каждой экскурсии стихотворные строчки являются частью экскурсионного текста, органично дополняют его.
Материалы музея используются не только при посещении музея, а во время проведения уроков истории, русской литературы, белорусской литературы, факультатива «Великая Отечественная война советского народа», классных часов, воспитательных мероприятий. Основная тематика музея – рассказ о боевом пути воинских частей и соединений, освобождавших Оршу и Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Но музей предлагает освещение всей истории Великой Отечественной войны: от рассказа о поиске погибших летом 1941 года летчиков, до участия в битве за Берлин, Кенигсберг, войны с Японией.
Если говорить о создании современных условий работы музея, то нельзя обойти такой аспект, как создание виртуального музея. Виртуальный музей или виртуальные экскурсии создаются совместно с учениками, как совместный проект деятельности. Это, во-первых, дает возможность ученикам применить навыки программного обучения при создании виртуального музея, во-вторых, приобщает их к поисковой работе: сбор материалов, классификация, композиция, озвучивание. Идет одновременно многостороннее образование и раскрытие возможностей и способностей учащихся.
Важной частью работы музея всегда была работа с ветеранами, теми, которые участвовали в освобождении Орши и о них рассказывается в музее и теми, кто проживает в Орше, является другом нашего музея. Ученики школы и члены совета школьного музея на протяжении многих лет переписывались с ветеранами – это традиция музейщиков многих поколений. Незабываемыми стали для многих учеников поездки в Сергиев Посад Московской области на встречи с ветеранами 16-й гвардейской Карачевской стрелковой дивизии. Связывала разные поколения и дружба между музеями боевой славы 35-го танкового полка прорыва г. Великого Новгорода, музеем воинской славы и Центром пограничной службы поселка Оршанец города Черкассы.
С 1999 года установилась дружеская связь школьного музея «Герои и подвиги» и музея боевой славы 16-й гвардейской Карачевской стрелковой дивизии, находящегося в школе № 28 города Сергиева Посада.
Дружба, проверенная временем, вышла на новый виток взаимоотношений. В 2012 году уже не музей, а школа заключила договор со школой поселка Оршанец города Черкассы, Украина. Трижды проходили встречи в Черкассах и в Орше. К сожалению, ситуация на Украине приостановила наше сотрудничество, надеемся, только лишь на время.
5 мая 2017 года в музее принимали делегацию из г. Гагарина Смоленской области, которая посетила Оршу в рамках международной молодёжной экспедиции по местам боевого пути особого диверсионного Гжатского молодёжно-комсомольского отряда «Победа». Члены экспедиции – сотрудники объединённого мемориального музея Ю. А. Гагарина и студенты Гагаринского многопрофильного колледжа –рассказали о боевом пути отряда «Победа», о подвиге бойцов отряда Анны Овсянниковой и Петра Галецкого.
А вот с МБОУ «Средняя школа № 16» города Смоленска отношения постоянно укрепляются. 14 июня 2017 года между двумя учреждениями было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере образования по обмену опытом гражданско-патриотического воспитания, музейной педагогики.
С этого времени прошли встречи учащихся и педагогов: в Смоленске - в праздничных мероприятиях, посвященных Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков (сентябрь 2017 года), в городском круглом столе с участием администрации г. Смоленска «Из опыта организации международного сотрудничества» (февраль 2018 года, праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы (май 2019 года); в Орше - в рамках выставки – ярмарки «Здорово живешь» (октябрь 2017 года), участие в концерте-встрече «Созвучие сердец» приехал хореографического ансамбля средней школы № 16 г. Смоленска «Жар-птица» (май 2018 года).
Руководитель музея «Герои и подвиги» принимала участие в международной конференции в г. Смоленске «Учитель и время». В настоящее время сотрудничество продолжается в дистанционном формате.
Члены совета музея являются постоянными участниками и призёрами городских, областных, республиканских конкурсов, краеведческих олимпиад, поисковых экспедиций. Абсолютным победителем II областного конкурса юных экскурсоводов стал Романовский Вадим, победителем в номинации «Музей в чемодане», III областного конкурса юных экскурсоводов стала Голубева Алина, члены совета музея стали дипломантами 2 этапа республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».
Совет школьного музея отмечен дипломом 3 степени в районном смотре-конкурсе «75-летию Победы посвящается» в номинации «Мы помним» (фотоконкурс «Герои Великой Победы»).
В областном этапе республиканского конкурса музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердце храним» в номинации «Музейная афиша» музей отмечен дипломом 2 степени (видеоролик), 3 степени (информационно-рекламное издание).
Трансляция опыта работы школьного исторического музея «Герои и подвиги» на уровне области, республики осуществлялась на Слёте учителей СНГ в форме презентации школьного музея «Герои и подвиги»; на заседании ассоциации руководителей учреждений образования Республики Беларусь; на республиканском семинаре «Использование ИКТ в образовательном процессе и управленческой деятельности» – презентация ресурсного центра на базе музея; на республиканском семинаре по гражданско-патриотическому воспитанию – историческая реконструкция «На привале», «Музей в чемодане».
Деятельность музея направлена на сохранение формирование патриотизма и чувства сопричастности к историческому прошлому своей Родины. Мы обязаны помнить своё прошлое, сколько бы лет ни прошло. Значит, у музея всегда будет работа.