В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2023 №411 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году» в 3 четверти 2023/2024 учебного года в государственном учреждении образования «Средняя школа №12 г.Орши» продолжена работа по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение» в рамках практического этапа (сентябрь 2023 – декабрь 2025).
Цель практического этапа: обеспечение выполнения программы реализации проекта по внедрению модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение.
На официальном сайте учреждения образования создана вкладка «Инновации в школе» (https://sh12.goroo-orsha.by/учебная-работа/инновации-в-школе). В подразделе «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение» размещена информация о целях и задачах инновационного проекта, участниках и консультантах проекта, о проводимых мероприятиях в 3 четверти 2023/2024 учебного года.
С целью повышения компетентности и профессионального мастерства участников инновационного проекта, обмена педагогического опыта в январе 2024 года проведено 2 заседание постоянно действующего семинара «Организационно-педагогические условия формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение». Педагоги выступили с отчетом о проведенных мероприятиях за отчетный период, предоставили разработки и фотографии мероприятий.
В марте 2024 года проведена конференция «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение», на котором участники инновационного проекта поделились опытом с педагогами учреждения образования, учащимися и родителями – участниками проекта, обозначили проблемы и наметили пути их решения.
В течение всего периода руководителем проекта Кудрявцевой Е.В., заместителем директора по учебной работе Шелуховской О.К., заместителем директора по воспитательной работе Козловой В.В. осуществлялось методическое сопровождение участников инновационной деятельности через консультации, административные совещания. Для всех педагогов созданы оптимальные условия для реализации инновационного проекта, организован контроль за осуществлением работы в четком соответствии с программой инновационной деятельности и нормативными правовыми документами, созданы условия для партнерского взаимодействия между педагогами.
В рамках заседаний учебно-методического объединения учителей, выполняющих функции классного руководителя, рассмотрены вопросы:
«Формирование информационной культуры учащихся младшего школьного возраста», «Безопасность в сети Интернет: польза и вред, правда и фейк» (январь, 2024);
«Влияние субкультур на подрастающее поколение в современном мире», «Как влияют субкультуры на становление личности подростка. Профилактика конфликтных ситуаций у представителей различных субкультур через формирование коммуникативных компетенций» (март, 2024).
Участники инновационного проекта характеризуются достаточно сформированным инновационным потенциалом, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие педагоги, владеющие широким диапазоном образовательных технологий, методов и форм обучения.
Таким образом, методическая работа, проводимая в школе, обеспечила непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, способствовала реализации их творческого потенциала.
Научно-методическое сопровождение осуществлялось через участие в вебинарах, проводимых методистом отдела педагогических инноваций УО «Могилевский областной институт развития образования» Лустенковой Д.В. по теме «Современный формат взаимодействия субъектов инновационного пространства на основе информационной платформы» (март, 2024), «Подготовка промежуточного (итогового) отчета по результатам инновационной деятельности» (март, 2024), консультаций с научными руководителями.
В рамках реализации инновационного проекта создана программа психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с которой педагогом-психологом Шакутиной И.В. дополнительно были проведены обследования участников инновационного проекта, на основании которых педагогам даны рекомендации для работы с учащимися и родителями.
С целью создания системы ценностных ориентиров и формирования ключевых компетенций учащихся за данный период были проведены мероприятия:
- в рамках благотворительной новогодней акции «От всей души» в учреждении образования прошли акции, эстафеты и праздничные встречи с пенсионерами, ветеранами труда, в которых учащиеся и коллектив школы приняли активное участие;
- во время «Эстафеты добра» учащиеся 5 «Б» класса с учителем трудового обучения Войтовой Н.А. помогли одиноко проживающей пенсионерке Зданович М.А. Ребята очистили от снега и привели в порядок придомовую территорию, принесли продукты питания;
- 4 января 2024 на базе школы прошел праздничный концерт «В Новый год с добрым сердцем», на который были приглашены ветераны труда. По окончанию концерта директор школы Кудрявцева Е.В. и председатель профсоюза Титова О.А. с учащимися учреждения образования поздравили ветеранов труда с новогодними праздниками и вручили новогодние сладкие подарки;
- 10 января 2024 года на базе Военно-исторического музея имени Героя Советского Союза К.С.Заслонова прошла тематическая встреча «БССР – начало», посвященная 105-летию провозглашения Социалистической Советской Республики Беларуссии, совместно с Оршанской районной организацией Белорусского общественного объединения ветеранов. В тематической площадке приняли участие ребята 10 класса (классный руководитель Машарская Е.А.);
- учащиеся учреждения образования приняли активное участие в акции «Рука помощи - детям Донбасса» (январь, 2024);
- единый урок «Ола – сестра Хатыни» (12.01.2024);
- спортивный праздник «В армии служить готов!» (31.01.2024);
- в рамках Дня юного героя-антифашиста учащиеся 5 «Б» класса (классный руководитель Подоксенова Л.В.) посетили школьный музей «Герои и подвиги» (08.02.2024);
- смотр-конкурс строя и военно-патриотической песни «За честь Отчизны!» (08.02.2024);
- в презентации обновленного стенда, посвященного бывшему выпускнику школы – Бобкову Юрию Григорьевичу, который погиб при исполнении служебного долга 29 июня 1979 года, приняли участие учащиеся 9-11 классов и родные и близкие героя (07.02.2024);
- участие в военно-патриотической игре «Защитник Отечества» учащихся 9 «Б» класса (классный руководитель Минаева А.Н.) (10.02.2024);
- урок мужества «Афганистан – боль Беларуси!» (15.02.2024);
- участие учащихся 10 класса (классный руководитель Машарская Е.А.) и 11 класса (классный руководитель Снытко Н.Г.) в практическом занятии «На страже Родины» на базе Военного комиссариата Оршанского и Дубровенского районов (20.02.2024);
- информационный час в 5 «Б» классе (классный руководитель Подоксенова Л.В.) «Почетное звание - Родину защищать!» (21.02.2024);
- викторина для учащихся 11 класса (классный руководитель Снытко Н.Г.) «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС)» (22.02.2024);
- открытый микрофон «Поговорим с Родиной» для учащихся 9 «Б» класса (классный руководитель Минаева А.Н.) и 10 класса (классный руководитель Машарская Е.А.) (22.02.2024);
- классный час «К службе в армии готов!» в 9 «Б» классе (классный руководитель Минаева А.Н.);
- единый урок, посвящённый годовщине трагедии в Хатыни (22.03.2024)
- информационную площадку «Сестры Хатыни» в музее К.Заслонова, которая была приурочена к 81-ой годовщине со дня Хатыньской трагедии, посетили учащиеся 5 «Б» класса (классный руководитель Подоксенова Л.В.) (22.02.2024)
С целью формирования социально-гражданских компетенций в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение классными руководителями проведены мероприятия:
- учащиеся 5 «Б» класса (классный руководитель Подоксенова Л.В.) и 9 «Б» класса (классный руководитель Минаева А.Н.) приняли участие в мероприятии государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района» отделение социальной реабилитации, реабилитации инвалидов по изготовлению открыток «От всей души» для дома престарелых (15.01.2024);
- викторина «Опасный Интернет ИЛИ Безопасный Интернет?», в рамках которой учащиеся повышали уровень знаний о безопасном поведении в сети Интернет (26.01.2024);
- свободный микрофон с просмотром тематической презентации «Субкультуры на территории Беларуси» (09.02.2024);
- участие в акции по благоустройству территории возле памятника мирным гражданам, погибшим в оккупации во время Великой Отечественной войны (18.03.2024);
- беседа и просмотр презентации «Интерактивные группировки молодёжи» (20.03.2024).
Были созданы условия и для повышения правовой грамотности учащихся. Педагогами проведен единый урок «Основной закон страны» (15.03.2024)
Для формирования семейных ценностей, повышения статуса семьи классными руководителями проведены:
- флешмоб «Я+Ты=Дружба» во 2 «А» класса (классный руководитель Корнеенко О.М.) (18.01.2024);
- классный час «Моя родословная и традиции моей семьи» в 5 «Б» классе (классный руководитель Подоксенова Л.В.) (19.01.2024);
- классный час «Образы девушек и юношей в современных СМИ, Интернете, рекламе и кино» в 9 «Б» классе (классный руководитель Минаева А.Н.) (17.01.2024);
- классный «Дружба и любовь», «Материнство и отцовство как жизненные ценности» в 10 классе (классный руководитель Машарская Е.А.) и 11 классе (классный руководитель Снытко Н.Г.) (19.01.2024);
- конкурсная программа «А ну-ка папы!» во 2 «А» класса (классный руководитель Корнеенко О.М.) (23.02.2024);
- в рамках проведения мероприятий фестиваля православной культуры «Кладезь» прошёл открытый диалог куратора проекта «За жизнь, нравственность и семейные ценности» Ярошевич Е.И. с учащимися 10-11 по теме «О любви, о жизни, о тебе» (29.02.2024).
Педагог социальный Сахно М.Н. провела:
- устный журнал «Правила бесконфликтного общения» для учащихся 5 «Б», 9 «Б», 10, 11 классов (13.01.2024);
- интерактивную игру «Сотвори свою жизнь сам» для учащихся 9 «Б» класса (01.03.2024);
- индивидуальные консультации для родителей «Маркеры употребления наркотиков на ранних стадиях» (02.03.2024);
- профилактическое занятие «Наркотик: от пробы до привычки» (9-11 классы) (март, 2024);
- информационный вестник «Скажи наркотикам – НЕТ!» (март, 2024);
- просмотр видеофильма с последующим обсуждением «Мошенничество с платежными карточками» (5-11 классы) (21.03.2024);
В рамках межведомственного взаимодействия заместитель директора по воспитательной работе Козлова В.В. организовала встречи с участковым инспектором ИДН Оршанского райисполкома Дороней А.А., который провел беседы для учащихся по теме «Безопасность в сети Интернет», «Экстремистских проявлений в подростковой среде», «Кибербезопасность в сети интернет», «Как уберечь себя от наркотиков. STOP Наркотики!», «Участие несовершеннолетних в деструктивных объединениях, несанкционированных массовых мероприятиях. Ответственность несовершеннолетних по действующему законодательству Республики Беларусь»; оперуполномоченным Оршанского ОВД младшим лейтенантом милиции Исаченко И.П. для учащихся 7-11 классов по теме «Ответственность несовершеннолетних за совершения преступлений в киберпространстве»; капитаном милиции Оршанского РУВД Куксой П.В. по теме «Безопасное поведение в глобальной сети Интернет»; врачом-психологом ОГП №5 Любченко Е.Ю. по теме «Алкогольная, наркотическая, табачная независимость», «Семейные ценности»; специалистом по ОРБУ 2(5)2046 АОА «АСБ Беларусбанк» Везенко Н.С. с беседой-инструктажем для учащихся 9-11 классов по банковским продуктам, мошенническим действиям в сети Интернет.
С родителями в рамках рейдов «Семья», «Подросток» проведены беседы «Законодательство Республики Беларусь об ответственности родителей за воспитание детей. Воспитание национального самосознания» (январь, 2024), «Семья и школа – территория безопасности» (март, 2024).
Каждый участник инновационного проекта проводил мероприятия в соответствии со своим календарным планом на 2023/2024 учебный год и в соответствии с выбранными критериями и показателями.
Педагог-психолог Шакутина И.В. провела с учащимися информационную беседу «Думай! Действуй! Живи!» (январь, 2024); психологический час «Наш дружный класс. Эмоции и мое настроение» (февраль, 2024); занятие с элементами тренинга «Без наркотиков» (5-7 класс), профилактическое занятие «Наркотик: от пробы до привычки» (8-11 классы), консультация для родителей «Факторы риска для здоровья современной молодежи» (март, 2024).
С целью организации контроля за осуществлением работы в соответствии с Календарным планом реализации инновационного проекта на 2023/2024 учебный год и нормативными правовыми документами, а также осуществлением контроля за ведением обязательной документации в рамках инновационного проекта было проведено административное совещание (26.02.2024).
Участники инновационного проекта доложили о проведенной работе за отчетный период, предоставили дневники с материалами и фотодокументами, анализом своей деятельности.
Учащиеся принимали активное участие во всех запланированных мероприятиях. Следует отметить высокую заинтересованность учащихся темой инновационного проекта.
Реализация проекта в 3 четверти 2023/2024 учебного года осуществлялась по следующим направлениям:
- работа с педагогическими кадрами;
- работа с учащимися;
- работа с законными представителями учащихся (общешкольное родительское собрание, 14.03.2024).
Фотоотчет за 3 четверть 2023/2024 учебного года (https://shly.top/x1VwF)
Заместитель директора
по учебной работе О.К.Шелуховская
26.03.2024