РУС БЕЛ ENG

Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)  

 

Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8– 9-х классов. Она состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

 

I. Аналогии (А). Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву.

Пример: летчик – самолет = машинист –? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – б.

 

1. Рабовладельцы – капиталисты = рабы – …

а) рабовладельческий строй;

б) буржуазия;

в) наёмные рабочие;

г) пленные.

 

2. Богатство – бедность = крепостная зависимость – …

а) крепостные крестьяне;

б) личная свобода;

в) неравенство;

г) частная собственность.

 

3. Первобытный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй – …

а) социалистический строй;

б) капиталистический строй;

в) демократическое правление;

г) феодальный строй.

 

4. Роза – цветок = врач – …

а) занятие;

б) должность;

в) специальность;

г) профессия.

 

5. Война – смерть = частная собственность – …

а) феодализм;

б) капитализм;

в) неравенство;

г) рабы.

 

6. Стихотворение – поэзия = рассказ – …

а) проза;

б) писатель;

в) повесть;

г) предложение.

 

7. Старт – финиш = пролог – …

а) заголовок;

б) введение;

в) кульминация;

г) эпилог.

 

8. Роман – глава = стихотворение – …

а) поэма;

б) рифма;

в) строфа;

г) ритм.

 

9. Числительное – количество = глагол – …

а) спряжение;

б) действие;

в) причастие;

г) часть речи.

 

10. Глагол – спрягать = существительное – …

а) изменять;

б) образовывать;

в) употреблять;

г) склонять.

 

11. Колумб – путешественник = землетрясение – …

а) природное явление;

б) образование гор;

в) извержение;

г) жертвы.

 

12. Север – юг = осадки – …

а) пустыня;

б) полюс;

в) дождь;

г) засуха.

 

13. Папоротник – спора = сосна – …

а) шишка;

б) семя;

в) растение;

г) ель.

 

14. Растение – стебель = клетка – …

а) деление;

б) хромосома;

в) ядро;

г) фермент.

 

15. Понижение атмосферного давления – осадки = антициклон – …

а) ясная погода;

б) циклон;

в) гроза;

г) влажность.

 

16. Фигура - треугольник = состояние вещества – …

а) жидкость;

б) движение;

в) температура;

г) вода.

 

17. Прямоугольник – плоскость = куб – …

а) сторона;

б) ребро;

в) высота;

г) объем.

 

18. Диаметр – радиус = окружность – …

а) дуга;

б) сегмент;

в) отрезок;

г) круг.

 

19. Холодно – горячо = движение – …

а) инерция;

б) покой;

в) скорость;

г) взаимодействие.

 

20. Слагаемые – сумма = множители – …

а) разность;

б) делитель;

в) произведение;

г) умножение.

 

II. Классификация (К). Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке.

Пример: а) корова; б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – г) волк.

21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.

22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника.

23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.

24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.

25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.

26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.

27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.

28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.

29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.

30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание.

31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.

32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.

33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.

34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.

35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.

36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.

37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.

38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объём.

39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.

40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.

 

III. Обобщение (О). Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки.

Пример: сосна – ель. Варианты ответов: а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ – г, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

 

41. Феодализм – капитализм:

а) устройство общества,

б) формы правления;

в) неравенство;

г) общественный строй.

 

42. Радио – телевидение:

а) способы передачи информации;

б) средства массовой информации;

в) достижения науки;

г) формы воздействия на людей.

 

43. Наука – искусство:

а) виды творчества;

б) интеллект;

в) культура;

г) области человеческой деятельности.

 

44. Школа – институт:

а) образование;

б) здания;

в) учебные заведения;

г) способы получения знаний.

 

45. Монархия – демократия:

а) государственный строй;

б) формы правления;

в) правительство;

г) устройство общества.

 

46. Сказка – былина:

а) литературный жанр;

б) выдумка;

в) устное народное творчество;

г) литературное произведение.

 

47. Пролог – кульминация:

а) литературный прием;

б) элементы литературного произведения;

в) художественные средства;

г) способы изложения.

 

48. Глагол – прилагательное:

а) главные члены предложения;

б) части речи;

 

в) второстепенные члены предложения;

г) лингвистические термины.

49. Классицизм – романтизм:

а) стиль;

б) жанры;

в) художественный стиль;

г) направления в искусстве.

 

50. Определение – обстоятельство:

а) члены предложения;

б) части речи;

в) виды предложений;

г) уточняющие слова.

 

51. Азия – Африка:

а) страны;

б) континенты;

в) материки;

г) части света.

 

52. Сердце – артерия:

а) органы кровообращения;

б) анатомия;

в) система кровообращения;

г) органы тела.

 

53. Облачность – осадки:

а) природные явления;

б) дождь;

в) погода;

г) атмосферные явления.

 

54. Жиры – белки:

а) биологические вещества;

б) микроэлементы;

в) органические вещества;

г) химический состав тела.

 

55. Канал – плотина:

а) гидроэлектростанции;

б) водные сооружения;

в) водоемы;

г) водные преграды.

 

56. Сумма – произведение:

а) математические термины;

б) вычисления;

 

в) результаты математических действий;

г) результаты вычислений.

 

57. Газ – жидкость:

а) молекулы;

б) состояние;

в) химическое вещество;

г) агрегатное состояние вещества.

 

58. Дифракция – интерференция:

а) волновые явления;

б) характеристики световой волны;

в) природные явления;

г) физические термины.

 

59. Ампер – вольт:

а) электричество;

б) физические термины;

 

в) единицы измерения электрического тока;

г) ученые-физики.

60. Синус – косинус:

а) квадратичные функции;

б) тригонометрические функции;

в) четные функции;

г) нечетные функции.

 

  1. Закономерности (З). Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

 

  1. 6, 9, 12, 15, 18, 21, ...
  2. 9, 1, 7, 1, 5, 1, ...
  3. 2, 3 , 5, 6, 8, 9, ...
  4. 10, 12, 9, 11, 8, 10, ...
  5. 1, 3, 6, 8, 16, 18, ...
  6. 3, 4, 6, 9, 13, 18, ...
  7. 15, 13, 16, 12, 17, 11, ...
  8. 1, 2 , 4, 8, 16, 32, ...
  9. 1, 2, 5, 10, 17, 26, ...
  10. 1, 4, 9, 16, 25, 36, ...
  11. 128, 64, 32, 16, 8, 4, ...
  12. 1, 2 , 6, 15, 31, 56, ...
  13. 31, 24, 18, 13, 9, 6, ...
  14. 255, 127, 63, 31, 15, 7, ...
  15. 3, 4 , 8, 17, 33, 58, ...
  16. 47, 39, 32, 26, 21, 17, ...
  17. 174, 171, 57, 54, 18, 15, ...
  18. 54, 19, 18, 14, 6, 9, ...
  19. 301, 294, 49, 44, 11, 8, ...
  20. 23, 46, 48, 96, 98, 196, ...

 

Обработка результатов. Обработку проводит сам учитель или психолог. Она заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики первые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк (6–10) – вопросы гуманитарных наук, с 11 по 15 – вопросы естественных наук, с 16 по 20 – физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Аналогии», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 – «Закономерности» – соответственно буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

1) наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;

2) близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;

3) средние по успешности – 40% от общего числа;

4) мало успешные – 20 % от общего числа;

5) наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

 

К следующему, завершающему, уроку, вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвращая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекомендации о профиле обучения, тем более, что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время.

 

поделиться в: