Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)
Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8– 9-х классов. Она состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.
Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.
Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.
I. Аналогии (А). Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву.
Пример: летчик – самолет = машинист –? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – б.
1. Рабовладельцы – капиталисты = рабы – …
а) рабовладельческий строй;
б) буржуазия;
в) наёмные рабочие;
г) пленные.
2. Богатство – бедность = крепостная зависимость – …
а) крепостные крестьяне;
б) личная свобода;
в) неравенство;
г) частная собственность.
3. Первобытный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй – …
а) социалистический строй;
б) капиталистический строй;
в) демократическое правление;
г) феодальный строй.
4. Роза – цветок = врач – …
а) занятие;
б) должность;
в) специальность;
г) профессия.
5. Война – смерть = частная собственность – …
а) феодализм;
б) капитализм;
в) неравенство;
г) рабы.
6. Стихотворение – поэзия = рассказ – …
а) проза;
б) писатель;
в) повесть;
г) предложение.
7. Старт – финиш = пролог – …
а) заголовок;
б) введение;
в) кульминация;
г) эпилог.
8. Роман – глава = стихотворение – …
а) поэма;
б) рифма;
в) строфа;
г) ритм.
9. Числительное – количество = глагол – …
а) спряжение;
б) действие;
в) причастие;
г) часть речи.
10. Глагол – спрягать = существительное – …
а) изменять;
б) образовывать;
в) употреблять;
г) склонять.
11. Колумб – путешественник = землетрясение – …
а) природное явление;
б) образование гор;
в) извержение;
г) жертвы.
12. Север – юг = осадки – …
а) пустыня;
б) полюс;
в) дождь;
г) засуха.
13. Папоротник – спора = сосна – …
а) шишка;
б) семя;
в) растение;
г) ель.
14. Растение – стебель = клетка – …
а) деление;
б) хромосома;
в) ядро;
г) фермент.
15. Понижение атмосферного давления – осадки = антициклон – …
а) ясная погода;
б) циклон;
в) гроза;
г) влажность.
16. Фигура - треугольник = состояние вещества – …
а) жидкость;
б) движение;
в) температура;
г) вода.
17. Прямоугольник – плоскость = куб – …
а) сторона;
б) ребро;
в) высота;
г) объем.
18. Диаметр – радиус = окружность – …
а) дуга;
б) сегмент;
в) отрезок;
г) круг.
19. Холодно – горячо = движение – …
а) инерция;
б) покой;
в) скорость;
г) взаимодействие.
20. Слагаемые – сумма = множители – …
а) разность;
б) делитель;
в) произведение;
г) умножение.
II. Классификация (К). Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке.
Пример: а) корова; б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – г) волк.
21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.
22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника.
23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.
24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.
25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.
26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.
27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.
28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.
29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.
30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание.
31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.
32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.
33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.
34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.
35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.
36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.
37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.
38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объём.
39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.
40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.
III. Обобщение (О). Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки.
Пример: сосна – ель. Варианты ответов: а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ – г, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.
41. Феодализм – капитализм:
а) устройство общества,
б) формы правления;
в) неравенство;
г) общественный строй.
42. Радио – телевидение:
а) способы передачи информации;
б) средства массовой информации;
в) достижения науки;
г) формы воздействия на людей.
43. Наука – искусство:
а) виды творчества;
б) интеллект;
в) культура;
г) области человеческой деятельности.
44. Школа – институт:
а) образование;
б) здания;
в) учебные заведения;
г) способы получения знаний.
45. Монархия – демократия:
а) государственный строй;
б) формы правления;
в) правительство;
г) устройство общества.
46. Сказка – былина:
а) литературный жанр;
б) выдумка;
в) устное народное творчество;
г) литературное произведение.
47. Пролог – кульминация:
а) литературный прием;
б) элементы литературного произведения;
в) художественные средства;
г) способы изложения.
48. Глагол – прилагательное:
а) главные члены предложения;
б) части речи;
в) второстепенные члены предложения;
г) лингвистические термины.
49. Классицизм – романтизм:
а) стиль;
б) жанры;
в) художественный стиль;
г) направления в искусстве.
50. Определение – обстоятельство:
а) члены предложения;
б) части речи;
в) виды предложений;
г) уточняющие слова.
51. Азия – Африка:
а) страны;
б) континенты;
в) материки;
г) части света.
52. Сердце – артерия:
а) органы кровообращения;
б) анатомия;
в) система кровообращения;
г) органы тела.
53. Облачность – осадки:
а) природные явления;
б) дождь;
в) погода;
г) атмосферные явления.
54. Жиры – белки:
а) биологические вещества;
б) микроэлементы;
в) органические вещества;
г) химический состав тела.
55. Канал – плотина:
а) гидроэлектростанции;
б) водные сооружения;
в) водоемы;
г) водные преграды.
56. Сумма – произведение:
а) математические термины;
б) вычисления;
в) результаты математических действий;
г) результаты вычислений.
57. Газ – жидкость:
а) молекулы;
б) состояние;
в) химическое вещество;
г) агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция – интерференция:
а) волновые явления;
б) характеристики световой волны;
в) природные явления;
г) физические термины.
59. Ампер – вольт:
а) электричество;
б) физические термины;
в) единицы измерения электрического тока;
г) ученые-физики.
60. Синус – косинус:
а) квадратичные функции;
б) тригонометрические функции;
в) четные функции;
г) нечетные функции.
- Закономерности (З). Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.
- 6, 9, 12, 15, 18, 21, ...
- 9, 1, 7, 1, 5, 1, ...
- 2, 3 , 5, 6, 8, 9, ...
- 10, 12, 9, 11, 8, 10, ...
- 1, 3, 6, 8, 16, 18, ...
- 3, 4, 6, 9, 13, 18, ...
- 15, 13, 16, 12, 17, 11, ...
- 1, 2 , 4, 8, 16, 32, ...
- 1, 2, 5, 10, 17, 26, ...
- 1, 4, 9, 16, 25, 36, ...
- 128, 64, 32, 16, 8, 4, ...
- 1, 2 , 6, 15, 31, 56, ...
- 31, 24, 18, 13, 9, 6, ...
- 255, 127, 63, 31, 15, 7, ...
- 3, 4 , 8, 17, 33, 58, ...
- 47, 39, 32, 26, 21, 17, ...
- 174, 171, 57, 54, 18, 15, ...
- 54, 19, 18, 14, 6, 9, ...
- 301, 294, 49, 44, 11, 8, ...
- 23, 46, 48, 96, 98, 196, ...
Обработка результатов. Обработку проводит сам учитель или психолог. Она заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики первые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк (6–10) – вопросы гуманитарных наук, с 11 по 15 – вопросы естественных наук, с 16 по 20 – физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.
Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Аналогии», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 – «Закономерности» – соответственно буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:
1) наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
2) близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
3) средние по успешности – 40% от общего числа;
4) мало успешные – 20 % от общего числа;
5) наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.
К следующему, завершающему, уроку, вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвращая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекомендации о профиле обучения, тем более, что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время.