РУС БЕЛ ENG

Методика «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО, Е.А.КЛИМОВ)  

 

Назначение теста: методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификаций типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых выводов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

 

Текст опросника

 

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных или иллюстраций, плакатов, художественных открыток и т.д.

или

3б. Следить за состоянием и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п)

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги ( или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным средством – подъемным краном, трактором, тепловозом)

 

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять начисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать изучать работу художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б. осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культ-походы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телепайте, наборной машине и др.)

Обработка: подсчитайте количество плюсов в каждом столбике. Результаты запишите в свободной клеточке под каждым столбцом. Каждый столбец соответствует тому или иному типу профессий. После подсчета плюсов, выделите столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Это и будет приоритетный тип профессий.

 

Интерпретация:

I Человек-природа

II Человек-техника

III Человек-человек

IV Человек-знаковая система

V Человек-художественный образ

 

Лист ответов Методики ДДО

 

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

Типы профессий

 

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек - знаковая система

Человек – художественный образ

Агроном

Мастер-плодоовощевод Контролер – приемщик фруктов Ботаник

Флорист

Садовник

Мастер-растениевод Озеленитель Микробиолог Зоотехник Ветеринар Животновод Зооинженер

Егерь

Охотовед

Пчеловод Вирусолог

Эколог

Оператор птицефабри к Геолог

Метеоролог Почвовед

Электрослесарь Инженер-электрик Слесарь КИПа Электромонтер Водитель

Слесарь-ремонтник Техник-механик Техник-технолог общественного питания

Инженер-механик Мастер-диагност техники

Бурильщик

Связист

Радиотехник

Токарь

Оператор прокатного стана

Инженер-конструктор Водолаз Каменщик

Учитель

Социолог

Воспитатель

Тренер

Мастер производств

Обучения

Психолог

Няня

Гувернантка

 Суд.мед.

эксперт

Следователь

Адвокат

Инспектор милиции

Хирург

Стоматолог

Психиатр

Продавец

Товаровед

Менеджер по продажам Администратор

Официант-бармен

Парикмахер

Экскурсовод

 

Экономист Бухгалтер Ревизор Финансист Специалист по налогообложе

нию

Нотариус Программист Математик Картограф Корректор Стенографист Секретарь Телефонист Фотограф Языковед Редактор Фармацевт Оператор банковского дела

Пилот Дежурный по вокзалу Статист Сборщик микросхем

Декоратор Реставратор Настройщик

муз. инструм. Живописец

Художник

Дизайнер

Художник

по рекламе Архитектор Концертный исполнитель

Артист балета

Актер

Искусствовед Музыковед

Цветовод-

декоратор

Живописец

Дизайнер

интерьера

Композитор Имиджмейкер

Маляр-штукатур Стеклодув

Визажист Строительно-отделочные Модельер Швея

Ювелир Писатель

 

Требования профессии к человеку

Типы, классы, отделы и группы профессий

Требования профессии к человеку

 

Т

Профессия типа «Человек-техника»

Точность, определенность действий работника. Высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты

Ч

Профессия типа «Человек-человек»

Умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать настроение, помыслы людей. Умение разбираться в человеческих взаимоотношениях. Хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личностных качествах большого числа людей. Умение находить общий язык с разными людьми. Терпение

П

Профессия типа «Человек-природа»

Любовь к природе, но не созерцательная, а деятельная, связанная с познаниями законов природы и применения их. Быть готовым к непредвиденным событиям. Способность держать в уме множество сведений. Дальновидность. Инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Творческое мышление

З

Профессия типа «Человек-знаковая система»

Уметь абстрагироваться от реальных, физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками. Представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Содержательность, устойчивость внимания

Х

Профессия типа «Человек-художественный образ»

Наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. Трудолюбие. Реалистический уровень притязаний на общественное признание. Целеустремленность

 

поделиться в: