Методика «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО, Е.А.КЛИМОВ)
Назначение теста: методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификаций типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых выводов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным |
или |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а. Следить за качеством книжных или иллюстраций, плакатов, художественных открыток и т.д. |
или |
3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п) |
или |
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б. Обсуждать художественные книги ( или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным средством – подъемным краном, трактором, тепловозом)
|
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
или |
10б. Выполнять начисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
или |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать изучать работу художественной самодеятельности |
или |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
или |
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
или |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
или |
17б. осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культ-походы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
или |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телепайте, наборной машине и др.) |
Обработка: подсчитайте количество плюсов в каждом столбике. Результаты запишите в свободной клеточке под каждым столбцом. Каждый столбец соответствует тому или иному типу профессий. После подсчета плюсов, выделите столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Это и будет приоритетный тип профессий.
Интерпретация:
I Человек-природа
II Человек-техника
III Человек-человек
IV Человек-знаковая система
V Человек-художественный образ
Лист ответов Методики ДДО
I |
II |
III |
IV |
V |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Типы профессий
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек-человек |
Человек - знаковая система |
Человек – художественный образ |
Агроном Мастер-плодоовощевод Контролер – приемщик фруктов Ботаник Флорист Садовник Мастер-растениевод Озеленитель Микробиолог Зоотехник Ветеринар Животновод Зооинженер Егерь Охотовед Пчеловод Вирусолог Эколог Оператор птицефабри к Геолог Метеоролог Почвовед |
Электрослесарь Инженер-электрик Слесарь КИПа Электромонтер Водитель Слесарь-ремонтник Техник-механик Техник-технолог общественного питания Инженер-механик Мастер-диагност техники Бурильщик Связист Радиотехник Токарь Оператор прокатного стана Инженер-конструктор Водолаз Каменщик |
Учитель Социолог Воспитатель Тренер Мастер производств Обучения Психолог Няня Гувернантка Суд.мед. эксперт Следователь Адвокат Инспектор милиции Хирург Стоматолог Психиатр Продавец Товаровед Менеджер по продажам Администратор Официант-бармен Парикмахер Экскурсовод
|
Экономист Бухгалтер Ревизор Финансист Специалист по налогообложе нию Нотариус Программист Математик Картограф Корректор Стенографист Секретарь Телефонист Фотограф Языковед Редактор Фармацевт Оператор банковского дела Пилот Дежурный по вокзалу Статист Сборщик микросхем |
Декоратор Реставратор Настройщик муз. инструм. Живописец Художник Дизайнер Художник по рекламе Архитектор Концертный исполнитель Артист балета Актер Искусствовед Музыковед Цветовод- декоратор Живописец Дизайнер интерьера Композитор Имиджмейкер Маляр-штукатур Стеклодув Визажист Строительно-отделочные Модельер Швея Ювелир Писатель |
Требования профессии к человеку
Типы, классы, отделы и группы профессий |
Требования профессии к человеку
|
Т Профессия типа «Человек-техника» |
Точность, определенность действий работника. Высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты |
Ч Профессия типа «Человек-человек» |
Умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать настроение, помыслы людей. Умение разбираться в человеческих взаимоотношениях. Хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личностных качествах большого числа людей. Умение находить общий язык с разными людьми. Терпение |
П Профессия типа «Человек-природа» |
Любовь к природе, но не созерцательная, а деятельная, связанная с познаниями законов природы и применения их. Быть готовым к непредвиденным событиям. Способность держать в уме множество сведений. Дальновидность. Инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Творческое мышление |
З Профессия типа «Человек-знаковая система» |
Уметь абстрагироваться от реальных, физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками. Представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Содержательность, устойчивость внимания |
Х Профессия типа «Человек-художественный образ» |
Наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. Трудолюбие. Реалистический уровень притязаний на общественное признание. Целеустремленность |