Информация
ГУО «Средняя школа №12 г.Орши»
о ходе реализации инновационного проекта
«Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур
на подрастающее поколение»
за 2 четверть 2023/2024 учебного года
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2023 №411 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году» во 2 четверти 2023/2024 учебного года в государственном учреждении образования «Средняя школа №12 г.Орши» продолжена работа по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение» в рамках практического этапа (сентябрь 2023 – декабрь 2025).
Цель практического этапа: обеспечение выполнения программы реализации проекта по внедрению модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение.
На официальном сайте учреждения образования создана вкладка «Инновации в школе» (https://sh12.goroo-orsha.by/учебная-работа/инновации-в-школе). В подразделе «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение» размещена информация о целях и задачах инновационного проекта, участниках и консультантах проекта, о проводимых мероприятиях.
В ноябре проведено первое заседание постоянно действующего семинара «Организационно-педагогические условия формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение», на котором педагоги выступили с сообщениями, представили сценарии мероприятий классных часов, устных журналов, круглых столов и др., видеоролики, компьютерные презентации проведенных мероприятий.
В учреждении образования сформировалась сплоченная команда творческих педагогов, которые ответственно подходят в реализации инновационного проекта. Все мероприятия для всех участников инновационного проекта проходят в дружеской и психологически комфортной обстановке. Педагогами продолжена работа по самообразованию: изучение литературы из списка по теме проекта, статей и материалов сайтов Интернет.
Шакутиной И.В. в начале второй четверти проведено анкетирование учащихся целевой группы по изучению использования социальных сетей учащимися.
В анкетировании приняло 115 учащихся целевой группы. По результатам анкетирования было выявлено, что учащиеся зарегистрированы от 3 до 5 социальных сетях. Все 115 учащихся (100%) зарегистрированы Tik-Tok и Viber; 112 учащихся (97%) – в YouTube; 96 учащихся (83%) – Instagram; 92 учащихся (80%) – VK; 82 учащихся (71%) – Telegram; 53 учащихся (46%) – Facebook; 42 учащихся (37%) – WhatsApp.
Лидером по использованию социальных сетей является Tik-Tok и Viber (100%, 115 учащихся). Telegram используют 89 учащихся (77%), Instagram – 69 учащихся (60%), Facebook – 63 учащихся (55%), YouTube – 54 учащихся (47%), WhatsApp – 35 учащихся (30%)
На вопрос о целях использования социальных сетей учащиеся ответили следующим образом:
100% (115 учащихся) используют для общения;
85% (98 учащихся) – для просмотра видео;
78 % (90 учащихся) – для просмотра мультфильмов;
66 % (76 учащихся) – для просмотра юмористических роликов;
44 % (51 учащихся) – для просмотра обучающих роликов;
36 % (42 учащихся) – для просмотра новостей;
34 % (39 учащихся) – для игр-онлайн.
По результатам анкетирования можно сделать выводы, что все учащиеся целевой группы зарегистрированы в Viber и Tik-Tok; социальные сети в основном используются для общения. Следовательно, социальные сети прямо или косвенно влияют на коммуникативную культуру подростка. В каждом классном коллективе создана ученическая и родительская группа в Viber. Классный руководитель является администратором группы, следит за контентом и культурой общения в группе, управляет взаимодействием.
С целью создания системы ценностных ориентиров и формирования социально-гражданских компетенций учащихся за данный период были проведены:
01.11.2023 команда учащихся 9 «Б» класса (классный руководитель Минаева О.Н.) приняли участие в районной экологической акции «Зачистка».
Цель данной акции – наведение и поддержание санитарного порядка в лесомассивах Оршанского района, создание условий для комфортного отдыха, развития общественной активности и бережного отношения граждан к природе.
13.11.2023 классные руководители 2 «А», 5 «Б», 9 «Б», 10, 11 классов провели информационный час «Молодежные субкультуры в Беларуси».
15.11.2023 в 11 классе прошел классный час «Сделай правильный выбор» (классный руководитель Снытко Н.Г.).
07.12.2023 классный руководитель Подоксенова Л.В. 5 «Б» класса провела классный час «Красота повседневной жизни»; классный руководитель Корнеенко О.М. 2 «А» класса провела классный час «Красота вокруг нас».
С целью повышения уровня воспитанности учащихся проведены следующие мероприятия:
2 ноября 2023 года учащиеся 10 и 11 классов (классные руководители Машарская Е.А., Снытко Н.Г.) стали участниками поездки для старшеклассников в Парк высоких технологий (г. Минск). В рамках акции «IТ-каникулы в ПВТ» ребята стали участниками мероприятий, направленных на развитие интереса учащихся к изучению современных информационных технологий, информационной безопасности и формирование профориентационной направленности к получению в будущем профессий, связанных с IТ. Ребята активно общались с IT-специалистами, задать интересующие их вопросы, получить ответы и поучаствовать в моделировании.
С целью повышения правовой грамотности учащихся:
14.11.2023 первый заместитель начальника отдела внутренних дел Гедройц М.Л. провел с учащимися 9 «Б» (классный руководитель Минаева А.Н.), 10 (классный руководитель Минаева Е.А.) и 11 классов (классный руководитель Снытко Н.Г.) круглый стол «Безопасность в сети Интернет. Киберпреступления и уголовная ответственность». Михаил Леонидович ответил на интересующие вопросы учащихся.
24.11.2023 прошел круглый стол для учащихся 11 класса «Риски и возможности Интернета» (классный руководитель Снытко Н.Г.).
05.12.2023 классный руководитель 5 «Б» класса Подоксенова Л.В. провела классный час с посещением детского правового сайта «Путешествиепо стране Интернет. Правила поведения в информационном и медиапространстве».
В рамках Единого дня БЕЗОПАСНОСТИ с целью формирования у учащихся правовой культуры, профилактики преступлений и правонарушений, киберпреступлений, развития навыков анализа совершенных поступков, жизненных ситуаций, навыков ответственного законопослушного поведения, обучения умениям противостоять давлению сверстников педагог-психолог Шакутина И.В. 14.12.2023 для учащихся 5 «Б», 9 «Б», 10 и 11 классов провела единый информационный час «Мой выбор – ответственность и самоконтроль».
Каждый участник инновационного проекта проводил мероприятия в соответствии со своим календарным планом на 2023/2024 учебный год и в соответствии с выбранными критериями и показателями.
Участники инновационного проекта отчитались о проведенной работе за отчетный период, предоставили дневники с материалами и фотодокументами, анализом своей деятельности.
Научно-методическое сопровождение осуществлялось через участие в вебинаре, проводимом методистом высшей категории Пашкович Т.Ф. ГУО «Академия последипломного образования» по теме «Современный формат взаимодействия субъектов инновационного пространства на основе информационной платформы» (декабрь, 2023), консультаций с научным руководителем.
Таким образом, методическая работа, проводимая в учреждении образования, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, способствует реализации их творческого потенциала.
Учащиеся принимали активное участие во всех запланированных мероприятиях.