РУС БЕЛ ENG

Профилактика нарушений письменной речи

Профилактика нарушений письменной речи

у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Учитель начальных классов - первый помощник для ученика и его родителей. При необходимости педагог может направить ребёнка на консультацию к дефектологу, невропатологу, чтобы совместными усилиями преодолеть возникшие трудности. В некоторых, не очень запущенных случаях, учитель сам может оказать посильную помощь ребёнку. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Предлагаем перечень заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель начальных классов может свободно включать в образовательный процесс, кроме того это не будет тормозить прохождение программы т.е. препятствовать работе учителя и не будет дублировать работу учителя-дефектолога.

Профилактическая работа будет строиться поэтапно:

этап: развитие языкового анализа и синтеза;

этап: развитие слогового анализа и синтеза;

этап: развитие фонематического анализа и синтеза.

Рассмотрим теперь какие задания можно давать на каждом этапе.

1 этап работы – развитие языкового анализа и синтеза.

Этот этап включает в себя работу над предложением: развитие умения анализировать предложения на слова, различать самостоятельные языковые единицы, конструировать различные виды предложений, работа с текстом без точек и заглавных букв.

Основная задача на данном этапе работы: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последователь​ность и место слов в предложении, умение видеть начало и конец предложения.

Работа над предложением ведется параллельно с работой над словосочетанием, чтобы дети умели дифференцировать понятия. Дается понятие «слово».

Работа над предложениями начинается с простого нераспространённого предложения. В начале работы дать понятие, что такое предложение. Здесь могут быть предложены следующие виды работ: Детям предлагается предложение «Девочка читает сказку». Затем задаются вопросы: «Вам понятно, что я сказала? (Понятно). Про кого вы узнали? (Про девочку). Что вы узнали про де​вочку? (Девочка читает). Что она читает? (Сказку).