РУС БЕЛ ENG

Ресурсный центра 2022/2023 учебный год. «Формирование метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности»

№ п/п

Содержание

работы

Время проведе-ния

Адресат

Методиче-

ский продукт

Ответственные

1.

Теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся путем формирования метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся в условиях современного образования»

октябрь 2022

учителя-предметники, учителя начальных классов

пакет документов

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Козлова В.В.

2.

Семинар-практикум  «Медиаобразование и медиаграмотность современного человека. Возможности медиаобразование на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях»

ноябрь

2022

учителя-предметники, учителя начальных классов

пакет документов

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Козлова В.В.

3.

Семинар-практикум  «Развитие информационной грамотности учащихся в сети Интернет»

январь

2023

классные руководители

пакет документов

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Снытко Н.Г.

4.

Семинар-практикум  «Голос учительского сообщества, или Как стать педагогом-журналистом?»

апрель

2023

учителя-предметники, учителя начальных классов

пакет документов

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Снытко Н.Г.

 

5.

Пресс-конференция

«Работа районного  ресурсного центра «Формирование метапредметных компетенций учащихся путём повышения уровня их информационной и медиаграмотности» (из опыта работы)

май

2023

учителя-предметники, учителя начальных классов

презентация, фотомате-риал 

Шелуховская О.К.

Подоксёнова Л.В.

Машарская Е.А.

Козлова В.В.

Снытко Н.Г.

 

 

 

Внимание к проблеме формирования и развития метапредметных компетенций учащихся на всех ступенях общего среднего образования обусловлено сложившейся социально-экономической ситуацией в обществе и экономике. Глобализационные процессы, стремительное развитие технологий и компьютеризация жизни задают новые рамки для развития современного человека. Снижается доля рабочей силы, занятой на позициях, связанных с рутинной когнитивной работой и ручным трудом – такими задачами, которые легко могут быть выполнены с помощью программирования. Возрастающая доля рабочей силы занята в тех задачах, которые невыполнимы с помощью компьютера. Новый формирующийся рынок труда будет требовать от специалистов умения решать неструктурированные проблемы, работать с новой информацией. Эти изменения структуры рынка труда формируют новый вызов образованию.

Для того чтобы нынешние ученики были успешны во взрослой жизни, в рамках школьного обучения необходимо формировать у них компетенции XXI века (критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию), которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.

Необходимость особого внимания к навыкам XXI века признается международным сообществом. В докладе New Vision for Education, представленном на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе выделяется три сферы важных для современного человека навыков: новая грамотность, компетенции XXI века и личностные характеристики. Партнерство по навыкам XXI века (Partnership for 21st Century Skills) также выделяет критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию как важную часть рамки, определяющей обучение в XXI веке. В работе ЮНЕСКО, посвященной обучению будущего, выделяются такие важные компетенции как критическое мышление и навык решения проблем, кооперация и лидерство, эффективная коммуникация, любопытство и воображение, инициативность и адаптивность.

Необходимость формирования навыков XXI века признается и в Беларуси: уже сейчас в концепции и образовательные стандарты учебных предметов включены метапредметные и личностные результаты школьников, которые, по сути, отражают некоторые компетенции XXI века.

Необходимо также отметить, что создание определенного медиаконтента для современных школьников является привычным видом деятельности: многие из них ведут блоги, создают публикации в социальных сетях, разрабатывают тематические сайты. Однако при этом не всегда обладают должным уровнем информационной культуры и медиаграмотности, в связи, с чем генерируемый ими медиаконтент обладает низким уровнем смысловой наполненности.

Необходимо так организовать деятельность школьных медиаизданий, создать такую систему работы, которая позволит учащемуся уже на ранних этапах сформировать комплекс необходимых метапредметных компетенций и личностных качеств и в дальнейшем развивать их, сделать эту систему оптимальной как для учащихся, так и для их законных представителей и педагогов.

Наше учреждение образования имеет достаточный опыт работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, поэтому создание районного ресурсного центра «Формирование метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности» позволит поделиться этим опытом со всеми заинтересованными  педагогами Оршанского района.  Планируется, что ресурсный центр будет работать в течение 2022/2023 учебного года.

Целью работы центра является совершенствование профессиональной компетентности педагогов через распространение эффективных образовательных практик организации работы по формированию метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности.

Задачи ресурсного центра следующие:

-  познакомить с опытом работы учреждения общего среднего образования по развитию метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности;

- обеспечить информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению.

Для функционирования ресурсного центра имеется следующее материально-техническое обеспечение: видео- и компьютерная техника, принтер и сканер,  интернет-сервисы Kahoot  и Quizizz, образовательная  платформа  Learnis  (виртуальные  квесты),  программа компьютерной верстки Adobe InDesign, профессиональная программа нелинейного видеомонтажа  Adobe  Premiere  Pro,  программа  для  графического  дизайна  и  обработки изображений Photoshop, текстовый редактор Microsoft Word, сеть Интернет, фонд справочной и методической литературы. 

Слушателями ресурсного центра предполагаются различные категории педагогических работников: заместители директора по учебной работе, заместители директора по воспитательной работе, педагоги учреждений образования: учителя-предметники, учителя начальных классов, классные руководители.

В рамках организационно-методической работы планируется проведение следующих мероприятий:

- теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся путем формирования метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся в условиях современного образования» для учителей-предметников, учителей начальных классов (сентябрь, 2022);

- семинар-практикум  «Медиаобразование и медиаграмотность современного человека. Возможности медиаобразование на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях» для заместителей руководителей учреждений образования по воспитательной работе, учителей русского языка и литературы, учителей белорусского языка и литературы (ноябрь, 2022);

- семинар-практикум  «Развитие информационной грамотности учащихся в сети Интернет» для классных руководителей (январь, 2023);

- семинар-практикум  «Голос учительского сообщества, или Как стать педагогом-журналистом?»  для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей-предметников, учителей начальных классов (март, 2023).

Также в рамках работы центра запланировано проведение консультаций для заместителей директора по учебной работе «Использование возможностей информационных технологий при построении информационного образовательного пространства учреждения образования» (сентябрь, 2022); консультация для педагогов учреждения образования «Медиа и критическое мышление» (ноябрь, 2022); работа консультационного пункта для учащихся и классных руководителей «Мультимедийная журналистика» (февраль, 2023); консультирование разных категорий педагогических работников по вопросам формирования информационной и медиаграмотности учащихся в течение работы ресурсного центра.

Подведение итогов работы центра пройдет на итоговой пресс-конференции для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей-предметников, учителей начальных классов «Работа районного  ресурсного центра «Формирование метапредметных компетенций учащихся путём повышения уровня их информационной и медиаграмотности» в мае 2023 года.

Таким образом, реализация программы работы ресурсного центра позволит обеспечить  трансляцию опыта работы педагогов учреждения образования по развитию метапредметных компетенций учащихся путем повышения уровня их информационной и медиаграмотности, а также позволит расширить методический банк внедрения и использования форм и методов работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационной грамотности.