РУС БЕЛ ENG

Ресурсный центр 2021/2022 учебный год «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества»

Ресурсный  центр

«Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества»

 Развитие интеллектуальных способностей учащихся происходит в различных видах деятельности: учебной деятельности, игре, конструировании, моделировании. В последнее время все чаще речь идет о приобщении детей к инженерному мышлению, творчеству, культуре.

 Какие ценности составляют ядро этой культуры? От Архимеда до Королёва и Стива Джобса инженерами руководило стремление изменить мир к лучшему, сделать что-то полезное, что облегчает жизнь, делает ее более интересной и безопасной. И приобщение учащихся к этим ценностям происходит тогда, когда дети и взрослые вместе ставят опыты, наблюдают, измеряют, проектируют, конструируют и изготавливают модели и реальные объекты. При этом осваиваются и технологии – от  самых простых до самых современных, а у учащихся формируется способность четко мыслить и действовать.

 Помочь в развитии интеллектуальных способностей и инженерной культуры помогают  такие компоненты, как цифровые исследовательские лаборатории, робототехника, конструирование и моделирование, раннее программирование, развитие математических представлений, лаборатория 3D моделирования и другие.

 Наше учреждение образования имеет достаточный опыт работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, поэтому создание районного ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества» позволит поделиться этим опытом со всеми заинтересованными  педагогами Оршанского района.  Планируется, что ресурсный центр будет работать в течение 2021/2022 учебного года.

 Целью работы центра  является  совершенствование профессиональной  компетентности педагогов  через распространение эффективных образовательных практик  организации работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.

 Задачи ресурсного центра следующие:

  • познакомить с опытом работы учреждения образования по развитию ключевых компетенций учащихся, их интеллектуальных способностей средствами алгоритмизации и инженерного творчества;
  • обеспечить информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению.

 Для функционирования ресурсного центра имеется следующее материально-техническое обеспечение: видео- и компьютерная техника, роботы Мататалаб Лайт, образовательный комплекс Мататалаб Про, конструкторы LegoWeDO, среды программирования и моделирования Tinkercad, Scratch, 3D принтер, сеть Интернет, фонд справочной, методической литературы.

 Слушателями ресурсного центра  предполагаются различные категории педагогических работников: заместители директора по учебной работе, педагоги учреждений образования, воспитатели детских дошкольных учреждений.

 В рамках организационно-методической работы планируется проведение следующих мероприятий:

  • теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий в условиях современного образования» для заместителей директора по учебной работе, учителей информатики (сентябрь 2021 года);
  • семинар-практикум  «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей старшего дошкольного возраста как основы пропедевтики к изучению информатики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки» для работников учреждений дошкольного образования, учителей начальных классов (ноябрь 2021 года);
  • семинар-практикум  «Обучение моделированию объектов, явлений и отношений, существующих в реальности, в игровой форме на основе решения ситуационных и логических задач» для учителей информатики (январь 2022 года);
  • семинар-практикум  «Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами программируемых устройств и сред программирования. Создание творческих проектов» для учителей информатики, химии, физики, географии (март 2022 года).

 Также в рамках работы центра запланировано проведение консультаций для заместителей директора по учебной работе «Использование возможностей информационных технологий при построении информационного образовательного пространства учреждения образования» (сентябрь 2021 г.), консультации «Правила создания и программирования моделей в средах LegoWeDO и Мататалаб» для всех категорий педагогических работников  (октябрь  2021 г., февраль 2022 г.); работа консультационного пункта для учащихся «Использование робототехники при изучении основ алгоритмизации» (январь 2022 г.); консультирование разных категорий педагогических работников по вопросам совместного использования различных робототехнических устройств в одном проекте в течение работы центра.

 Подведение итогов работы центра пройдет на итоговой пресс-конференции для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей информатики «Работа районного  ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества» в мае 2022 года.

 Таким образом, реализация программы работы ресурсного центра позволит обеспечить  трансляцию опыта работы педагогов учреждения образования по формированию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, а также позволит расширить методический банк внедрения и использования форм и методов работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.

 

 

 

 

 

 

В последнее время все чаще речь идет о приобщении детей к инженерному мышлению, творчеству, культуре.

От Архимеда до Королёва и Стива Джобса инженерами руководило стремление изменить мир к лучшему, сделать что-то полезное, что облегчает жизнь, делает ее более интересной и безопасной. И приобщение учащихся к этим ценностям происходит тогда, когда дети и взрослые вместе ставят опыты, наблюдают, измеряют, проектируют, конструируют и изготавливают модели и реальные объекты. При этом осваиваются и технологии – от самых простых до самых современных, а у учащихся формируется способность четко мыслить и действовать.

Помочь в развитии интеллектуальных способностей и инженерной культуры помогают такие компоненты, как цифровые исследовательские лаборатории, робототехника, конструирование и моделирование, раннее программирование, развитие математических представлений, лаборатория 3D- моделирования и другие.

Наше учреждение образования имеет достаточный опыт работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, поэтому создание районного ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества» позволило поделиться этим опытом со всеми заинтересованными педагогами Оршанского района.  Ресурсный центр работал в течение 2021/2022 учебного года.

Цель работы: совершенствование профессиональной компетентности педагогов через распространение эффективных образовательных практик организации работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.

Задачи ресурсного центра:

- познакомить с опытом работы учреждения образования по развитию ключевых компетенций учащихся, их интеллектуальных способностей средствами алгоритмизации и инженерного творчества;

- обеспечить информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению.

Для функционирования ресурсного центра имеется следующее материально-техническое обеспечение: видео- и компьютерная техника, роботы Маtatalab Lite, Маtatalab Pro, TaleBot, конструкторы LegoWeDO, микроконтроллеры micro:bit и наборы датчиков к ним, 3D-принтер, среды программирования и моделирования Tinkercad, Scratch, MakeCode, сеть Интернет, фонд справочной, методической литературы.

Слушателями ресурсного центра являлись различные категории педагогических работников: заместители директора по учебной работе, педагоги учреждений

образования, воспитатели детских дошкольных учреждений.

В рамках организационно-методической работы учителем информатики Снытко Н.Г. проведены следующие мероприятия:

1) теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий в условиях современного образования» для заместителей директора по учебной работе и учителей информатики проводился дистанционно в сентябре 2021 года, все школы района получили пакет документов по теме занятия;

2) семинар-практикум «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей старшего дошкольного возраста как основы пропедевтики к изучению информатики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки» для работников учреждений дошкольного образования, учителей начальных классов проводилось on-line в ноябре 2021 года. Слушатели познакомились с техническими средствами для организации занятий по бескомпьютерному обучению, которые мы используем на занятиях. Также им были предложены разработанные учителем задания;

3) семинар-практикум «Обучение моделированию объектов, явлений и отношений, существующих в реальности, в игровой форме на основе решения ситуационных и логических задач» для учителей информатики  проводился в феврале  2022 года дистанционно. В формате презентации и просмотра видеофрагментов, педагоги познакомились с возможностями робототехнических устройств для моделирования объектов, явлений и отношений, существующих в реальности как средства повышения эффективности  обучения учащихся основам алгоритмизации и программирования с использованием визуализированных сред и визуальных языков программирования;

4) семинар-практикум «Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами программируемых устройств и сред программирования. Создание творческих проектов» для учителей информатики, химии, физики, географии проводился в апреле 2022 года на базе кабинета информатики школы. Педагоги в деятельности осваивали возможность решения задач практической направленности с использованием роботов Мататалаб, Мататалаб + Scratch, Scratch + micro:bit;

5)  пресс-конференция «Работа районного  ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества». Подведение итогов работы центра для заместителей руководителей учреждений образования по учебной работе, учителей информатики состоялось в мае 2022 года.  В рамках занятия были затронуты вопросы возможности и перспектив использования робототехнических устройств в использовании STEAM  подхода в образовании. Педагоги ознакомились с возможностью создания 3D-моделей и их печати на 3D- принтере. Также создавали модели на основе  микропроцессора micro:bit и датчиков. 

В течение работы центра проводились консультации разных категорий педагогических работников по вопросам совместного использования различных робототехнических устройств в одном проекте.

Трансляция опыта педагога Снытко Н.Г. по вопросу развития интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества осуществляясь на уровне области:

- тематическом семинар в режиме онлайн «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием образовательных наборов MATATALAB» (декабрь, 2021);

- выступление на курсах повышения квалификации учителей информатики ВОИРО «Современные подходы к организации и проведению учебных и факультативных занятий по информатике» (февраль, 2022);

- выступление на курсах повышения квалификации ВОИРО «Использование современных ИКТ в профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования» (июнь, 2022);

- представление опыта работы на мастер-классе «Мататалаб: первые шаги к программированию» в рамках митапа для молодых педагогов (июнь, 2022).

А также на уровне республики проведен семинар для педагогических работников учреждений образования в МОИРО «Организация проектной деятельности учащихся с использованием Scratch и образовательных робототехнических наборов» (февраль, 2022). 

Таким образом, реализация программы работы ресурсного центра позволила обеспечить трансляцию опыта работы педагогов учреждения образования по формированию интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий, а также позволило расширить методический банк внедрения и использования форм и методов работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества.

 

 

 

ГУО «Средняя школа №12 г. Орши»

http://sh12.goroo-orsha.by

e-mail: school12@goroo-orsha.by

План работы ресурсного центра

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования

«Средняя школа № 12 г. Орши»

__________ Е.В.Кудрявцева

________________________

 

План работы ресурсного центра

«Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества»

на 2021/2022 учебный год

 

п/п

Содержание

работы

Время

проведения

Адресат

Методический

продукт

Ответственные

1.

Теоретический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами информационных технологий в условиях современного образования»

сентябрь 2021 г.

заместители руководителей учреждений образования

по учебной работе,

учителя информатики

пакет документов

Шелуховская О.К.

Снытко Н.Г.

2.

Семинар-практикум  «Развитие алгоритмического мышления и логики у детей старшего дошкольного возраста как основы пропедевтики к изучению информатики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки»

ноябрь

2021г.

работники учреждений дошкольного образования, учителя начальных классов

 

пакет документов

Снытко Н.Г.

3.

Семинар-практикум  «Обучение моделированию объектов, явлений и отношений, существующих в реальности, в игровой форме на основе решения ситуационных и логических задач»

январь

2022г.

учителя информатики

пакет документов

Снытко Н.Г. Подоксенова Л.В.

4.

Семинар-практикум  «Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами программируемых устройств и сред программирования. Создание творческих проектов»

март

2022г.

учителя информатики, химии, физики, географии

пакет документов

Снытко Н.Г. Подоксенова Л.В.

5.

Пресс-конференция

«Работа районного  ресурсного центра «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами алгоритмизации и инженерного творчества»

(из опыта работы)

май

2022 г.

заместители руководителей учреждений образования

по учебной работе,

учителя информатики

презентация, фотомате-риал 

Шелуховская О.К.

 Снытко Н.Г.

 

свернуть