РУС БЕЛ ENG

Музей "Герои и подвиги"

О музее

Центром краеведческой работы и гражданско-патриотического воспитания в учреждении образования является школьный музей «Герои и подвиги». Дата основания музея - 9 мая 1964 года. Он проделал путь от первых отрядов «Красных следопытов» до  исторического музея.

Цель создания школьного музея: увековечивание памяти героев, освободителей Орши от немецко-фашистских захватчиков.

Задачи деятельности музея:

- развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, творческих способностей;

- формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к ценностям прошлых поколений;

- формирование чувства ответственности за сохранение исторической культуры своего народа, гордости за свою Родину.

Основная тематика музея – история воинских частей и соединений, освобождавших Оршу и Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

За годы работы музей разыскал более 2 тысяч участников войны, совместно с ветеранами войны воссоздавал историю боевого пути воинских частей. В музее хранится 221 экспонат основного и 300 экспонатов вспомогательного фондов.

Основные разделы экспозиции: история школы; боевой путь 192-ой Оршанско-Хинганской краснознаменной стрелковой дивизии; боевой путь 173-ей Оршанской Краснознаменной стрелковой дивизии; «В небе над Беларусью»; боевой путь 35-го танкового полка прорыва; «Бой с четырьмя танками»; подвиг Бобкова Юрия Григорьевича – выпускника школы; «Приняли первый бой».

Для эффективной работы музея создан Совет музея. Работа музея включает в себя следующие направления:

- экскурсионно-лекторская работа;

- фондово-архивная работа;

- поисково-исследовательская работа;

- организационно-массовая и воспитательная работа.

Для организации экскурсионно-лекторской работы действует объединение по интересам «Юные экскурсоводы».

В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии «Огненные вёрсты», «Человек сильнее танков», «В небе над Беларусью», «Приняли первый бой», «Высокое звание Герой», «Подвиг офицера», «Версты, опалённые войной» и другие. Также проводятся пионерские сборы, уроки мужества, классные и информационные часы.

Традиционно проводятся праздники улиц Заслонова и Стебенёва, марафон «Этих дней не забыть никогда», «Вахта памяти», месячник военно-патриотического воспитания, Неделя юного героя-антифашиста. И, конечно же, всех объединяет День рождения музея.

В работе музея совмещаются классические формы работы и возможности современного информационного пространства.  Востребованы такие формы работы, как «Музей в чемодане», «Экспонаты заговорили», создан виртуальный музей.

Несмотря на свои скромные размеры – музей расположен в стандартной классной комнате, небольшое количество экспонатов, музей продолжает оставаться живым и деятельным.       

Но время вносит  свои коррективы в работу школьного музея.   С современными учащимися нельзя проводить мероприятия так, так с учениками 60-х или 80-х годов – время изменило их восприятие  окружающего пространства и восприятие событий прошлого. Что же предпринимает наш музей для того, чтобы оставаться современным, привлекать учеников, быть для них интересным, увлекательным? Как же использовать все, что наработано и скоплено в музее в современных условиях? Какие коррективы вносит время в работу музея?

Самой распространенной формой работы государственного или школьного музея является экскурсия. Традиционными формами работы для музеев боевой славы являются встречи с ветеранами, участниками военных событий, проведение линеек, шествий, митингов, уроков мужества. Но надо переходить от традиционных экскурсий и встреч, линеек и митингов – к работе в условиях современных средств обучения и воспитания, современных технологий. Только это ни в коем случае не отказ от экскурсий и встреч, а представление их в новом формате.

  Умелое сочетание старых и новых форм работы – залог успеха любой экскурсии, встречи, классного часа. В нашем музее практикуется использование видеофильмов, кадров кинохроники, кинофильмов при проведении экскурсий, встреч, классных часов. В музее создана большая видеотека.

  Проводятся в музее и кинолектории. Для кинолекториев подбираются фильмы в соответствии с возрастной аудиторией, перед просмотром кинофильма идет рассказ на данную тему. Например, при просмотре младшими школьниками фильма «Зимнее утро» о детях блокадного Ленинграда, рассказывается о том, что такое блокада, как жили люди, что такое карточки, нормы продовольствия и т.д.  При просмотре кинофильма «В небе ночные ведьмы»  проводится небольшая экскурсия в музее у экспозиции, посвященной 125 женскому бомбардировочному авиаполку им. М. Расковой. При просмотре фильма «Баллада о солдате» рассказывается, почему обычное мыло было дорогим подарком, почему переживает безногий солдат и некоторые другие моменты фильма, непонятные современным детям.

 Музей - это  экспонаты, вещи, предметы. За каждым экспонатом стоит судьба, скрывается память, которая превращает  предмет в живую,  связующую нить истории. Но  как в музее сохранить воспоминания? Как сохранить и передать чувства?  Мы говорим о людях, связываем  воедино вещи и судьбы, истории и чувства, надежды и мечты…

Очень нравится и посетителям музея, и членам совета музея такие форма работы, как «Музей в чемодане» или «Экспонаты заговорили». Это возможность сделать представление экспонатов музея мобильным, «перейти» музею в любое помещение. Наглядность играет здесь главную роль.

«Музей в чемодане» имеет и различные варианты – только представление экспонатов или представление экспонатов в сопровождении презентации. Презентация дает широкий спектр наглядности, расширяет знания о данном предмете. Его можно использовать через сеть Интернет, посещать на дому больных, детей-инвалидов, ветеранов. Музей становится мобильным и оперативным.

Вот как, например, проходит представление экспоната музея газеты «Правда» от 9 мая 1945 года: «Победа! Победа! Какое важное слово. Сколько стремлений вложено в  него! Сколько жизней отдано.  Какой экспонат у меня в руках! Газета «Правда» от 9 мая 1945 года. Поздно вечером, почти ночью, 8 мая 1945 года фашисты подписали акт о капитуляции. О том, что война вот-вот закончится знали, ведь бои шли в Берлине. И, как только, стало известно о подписании Германией капитуляции, заработали все телетайпы, весь эфир наполнился словами о победе. Газеты верстались всю ночь и утром выглядели вот так. Впервые был объявлен и день Победы – 9 мая.

В газете помещена фотография с подписью о том, что на Красной площади в Москве люди стали собираться уже в 4 часа утра 9 мая. Прозвучал первый победный салют!

А вы знаете, как встретили победу в Орше? Ночью, когда спал город, первыми  узнали о том, что окончилась война, железнодорожники. Люди стали передавать друг другу известие, потом побежали по улицам в районе вокзала, стучали в окна домов, двери: «Вставайте, просыпайтесь, победа! Победа!» - летело над городом… Победа! Победа! Какое важное слово. Сколько стремлений вложено в  него! Сколько жизней отдано.

Эту газету передала в музей Кеня Надежда Анатольевна, дочь Яцука Анатолия Даниловича.  Он  в годы Великой Отечественной войны в составе экипажа самолета Си-47 совершил  111 вылетов в тыл к фашистам, 93 раза летал к линии фронта, дважды был сбит во время воздушных боёв. Среди  наград Анатолия Даниловича Орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны 1 степени, Орден Отечественной войны 2 степени, 9 боевых медалей, 9 юбилейных медалей.

Именно Анатолий Данилович работал директором нашей школы, с 1963 по 1976 год, и стал инициатором  создания школьного музея «Герои и подвиги».

Но, несмотря на широкие возможности информатизации, совсем исключать старые формы нельзя. Какой бы хорошей не была презентация или другая компьютерная версия, она в полной мере не заменит слова, интонацию, чувства.  Поэтому на экскурсиях в музее «Герои и подвиги» очень тщательно подбирается текст экскурсии. В  текст экскурсий вставляются выдержки из художественной литературы, стихи. Стихи наиболее образно и очень эмоционально передают чувства, поэтому в каждой экскурсии стихотворные строчки являются частью экскурсионного текста, органично дополняют его.

Материалы музея используются не только при посещении музея, а во время проведения уроков истории, русской литературы, белорусской литературы, факультатива «Великая Отечественная  война советского народа», классных часов, воспитательных мероприятий. Основная тематика музея – рассказ о боевом пути воинских частей и соединений, освобождавших Оршу и Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Но музей предлагает освещение всей истории Великой Отечественной войны: от рассказа о поиске погибших летом 1941 года летчиков, до участия в битве за Берлин, Кенигсберг, войны с Японией. 

 Если говорить о создании современных условий работы музея, то нельзя обойти такой аспект, как создание виртуального музея.  Виртуальный музей или виртуальные экскурсии создаются совместно с учениками,  как совместный проект деятельности. Это, во-первых, дает возможность ученикам применить навыки программного обучения при создании виртуального музея, во-вторых, приобщает их к поисковой работе: сбор материалов, классификация, композиция, озвучивание.  Идет одновременно многостороннее образование и раскрытие возможностей и способностей учащихся.

Важной частью работы музея всегда была работа с ветеранами, теми, которые участвовали в освобождении Орши и о них рассказывается в музее и теми, кто проживает в Орше, является другом нашего музея. Ученики школы и члены совета школьного музея на протяжении многих лет переписывались с ветеранами – это традиция музейщиков многих поколений. Незабываемыми стали для многих учеников поездки в Сергиев Посад Московской области на встречи с ветеранами 16-й гвардейской Карачевской  стрелковой дивизии. Связывала разные поколения и дружба между музеями боевой славы 35-го танкового полка прорыва г. Великого Новгорода, музеем воинской славы и Центром пограничной службы поселка Оршанец города Черкассы.

С 1999 года установилась дружеская связь школьного музея «Герои и подвиги» и музея боевой славы 16-й гвардейской Карачевской стрелковой дивизии, находящегося в школе № 28 города Сергиева Посада.

Дружба, проверенная временем, вышла на новый виток взаимоотношений. В 2012 году  уже не музей, а школа заключила договор со школой поселка Оршанец  города Черкассы, Украина.  Трижды проходили встречи в Черкассах и в Орше. К сожалению, ситуация на Украине приостановила наше сотрудничество, надеемся, только лишь на время.

5 мая 2017 года в музее принимали делегацию из г. Гагарина Смоленской области, которая посетила Оршу в рамках международной молодёжной экспедиции по местам боевого пути особого диверсионного Гжатского молодёжно-комсомольского отряда «Победа». Члены экспедиции  – сотрудники объединённого мемориального музея Ю. А. Гагарина и студенты Гагаринского многопрофильного колледжа –рассказали о боевом пути отряда «Победа», о подвиге бойцов отряда Анны Овсянниковой и  Петра Галецкого.

А вот с МБОУ «Средняя школа № 16» города Смоленска отношения постоянно укрепляются. 14 июня 2017 года между двумя учреждениями было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере образования по обмену опытом гражданско-патриотического воспитания, музейной педагогики.

С этого времени  прошли встречи учащихся и педагогов: в Смоленске -  в праздничных мероприятиях, посвященных Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков (сентябрь 2017 года), в городском круглом столе с участием администрации г. Смоленска «Из опыта организации международного сотрудничества» (февраль 2018 года, праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы (май 2019 года);  в Орше - в рамках  выставки – ярмарки «Здорово живешь»  (октябрь 2017 года), участие в концерте-встрече «Созвучие сердец» приехал хореографического ансамбля средней школы № 16 г. Смоленска  «Жар-птица» (май 2018 года).

Руководитель музея «Герои и подвиги»  принимала участие в международной конференции в г. Смоленске «Учитель и время». В настоящее время сотрудничество продолжается в дистанционном формате.

Члены совета музея являются постоянными участниками и призёрами городских, областных, республиканских конкурсов, краеведческих олимпиад, поисковых экспедиций.   Абсолютным победителем II областного конкурса юных экскурсоводов стал Романовский Вадим, победителем в номинации «Музей в чемодане»,  III областного конкурса юных экскурсоводов стала Голубева Алина, члены совета музея стали дипломантами 2 этапа республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

 Совет школьного музея отмечен дипломом 3 степени в районном смотре-конкурсе «75-летию Победы посвящается» в номинации «Мы помним» (фотоконкурс «Герои Великой Победы»).  

В областном этапе республиканского конкурса музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердце храним»  в номинации «Музейная афиша» музей отмечен дипломом 2 степени (видеоролик), 3 степени (информационно-рекламное издание).

Трансляция опыта работы школьного исторического музея «Герои и подвиги» на уровне области, республики осуществлялась на Слёте учителей СНГ в  форме презентации школьного музея «Герои и подвиги»;  на заседании ассоциации руководителей учреждений образования Республики Беларусь; на республиканском семинаре «Использование ИКТ в образовательном процессе и управленческой деятельности» – презентация ресурсного центра на базе музея;  на республиканском семинаре по гражданско-патриотическому воспитанию  –  историческая реконструкция «На привале», «Музей в чемодане».

Деятельность музея направлена на сохранение  формирование патриотизма и чувства сопричастности к историческому прошлому своей Родины. Мы обязаны помнить своё прошлое, сколько бы лет ни прошло. Значит, у музея всегда будет  работа.

свернуть

Визитная карточка музея "Герои и подвиги"

Достижения

Интерактивные формы деятельности школьного музея «Герои и подвиги» использованием медиа технологий

         В республике Беларусь сейчас действуют 160 государственных музеев и 1500 школьных музеев.  Музей по своей сущности  и целям деятельности – структура традиционная и консервативная, основанная на сбережении фактов, предметов, документов. Это должно оставаться фундаментом деятельности современного музея, как государственного, так и школьного музея. Но при своей традиционности любой музей должен идти в ногу со временем, т.е. стать современным и понятным посетителям музея.

Таким современным сделать музей могут  интерактивные формы работы. Термин «интерактивный» в деятельность музея пришел из сферы образования и  происходит от английских слов «inter» — «взаимный» и «act» — «действовать» и означает «находиться в постоянном диалоге, быть активным участником».  Если в системе образования  интерактивное обучение — это обучение, построенное на активном взаимодействии учителя и учащихся, то в деятельности музея это взаимодействие экскурсовода и экскурсанта.

Не случайно, первыми используется характеристика экскурсовод-экскурсант. Экскурсия, обзорная или  тематическая, остается самым распространенным действием в музейных залах.

Первые интерактивные занятия на любой экскурсии в музее «Герои и подвиги» проводятся сразу при встрече посетителей.

Каждая экскурсия в нашем школьном музее начинается еще за порогом музея, когда экскурсовод из членов Совета музея  начинает задавать вопросы и вместе с посетителями ищет на них ответы. «Здесь вы видите название нашего музея. Как он называется? А что означает это название?» - так начинается вовлечение в совместное действие.  Каждый ответ учеников подводит к цепочке из вопросов и ответов. « Ребята, если мы сейчас с вами станем двигаться, будет ли это подвигом? Почему?»  Всегда находится правильный ответ, и словесная игра-поиск идет дальше. «Правильно вы говорите, подвиг – это особый поступок. Не просто передвинуться с места на место, а совершить добрый, хороший, особый поступок. А что означает слово «герой»?»  Так, экскурсанты в совместном познании получают информацию о названии и тематике музея: «Да, тех, кто совершил подвиг, и называют героями. Именно об этих людях – героях и рассказывает наш школьный музей. Давайте войдем в него и узнаем о героях и их подвигах».

Любое мероприятие в школьном музее становится интерактивным и  стремиться рассказывать о каждом герое, чтобы наиболее полно показать судьбу одного героя войны, продемонстрировать преданность и верность. Материал излагается так, чтобы быть понятым и доступным для большинства учащихся. В нашем музее практикуется использование видеофильмов, кадров кинохроники, кинофильмов при проведении экскурсий, встреч, классных часов.

Средства эмоционального воздействия – кадры, фотографии, экспонаты, стихи, литературные отрывки, песни – подобраны так, чтобы оказать более полное эмоциональное и морально-нравственное воздействие на участников интерактивного занятия или экскурсии. Стихи наиболее образно и очень эмоционально передают чувства, поэтому в каждой экскурсии стихотворные строчки являются частью экскурсионного текста, органично дополняют его. Только если будут затронуты чувства ребенка, мы сможем воспитать гражданина и патриота.

На протяжении многих лет  в музее проводятся занятия «Экспонаты заговорили» когда ученики выбирают один из экспонатов и происходит подробное знакомство с ним. Учитывая, что экспонаты невозможно каждому дать в руки, то для этого используются копии или похожие современные предметы. Так, можно узнать истории появления солдатских писем-треугольников,  узнать, как писал химический карандаш, где хранилась у солдата ложка, как завязывать вещмешок, как высушить форму, как различать воинские звания по погонам, петлицам, звездочкам и многое другое. 

Более десяти лет музей использует традиционные  музейные мероприятия в новом формате. Первым масштабным проектом стал «Музей в чемодане», где сочетались старые и новые формы работы. Это не просто выездная экскурсия музея с определенными экспонатами и текстом экскурсии, а своеобразный спектакль,  в котором происходит образное восприятие событий прошлого, более глубокое погружение в тему Великой Отечественной войны, понимание тех событий.

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной, причем овладение ею начинается с раннего детства.

Школьному музею необходимо работать   в условиях современных средств обучения и воспитания, современных технологий - залог успеха его деятельности, само существование музея, потому что современному ученику и молодому человеку проще заглянуть в любой гаджет и узнать информацию, чем специально идти в музей. Но  не подчиняться требованиям социальных сетей, а включиться в структуру социальных сетей, создавая собственный продукт, понятный для молодежной аудитории.

Как привлекать  современных учеников, стать музею для них интересным, увлекательным? Как же использовать все, что наработано и скоплено в музее в современных условиях?

Первый шаг был сделан при создании виртуальных экскурсий.         В данном случае, школьный музей является объектом, с богатым материалом для отработки разнообразных методов и приемов работы с информацией,   использование большого объема  информации, что делает применение компьютерной техники особенно эффективным.

Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия содержит видео, графику, текст, ссылки и  обладает интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.

Создать виртуальную экскурсию – достаточно трудоемкий процесс, требующий совместной работы руководителя музея, членов Совета музея, специалистов IT-технологий, кропотливого подбора информационной составляющей. Кроме того, не всегда решается обязательная в условиях интерактивной деятельности  обратная связь, а у зрителя могут возникнуть вопросы по содержанию информации, но отсутствие возможности своевременно получить на них ответ.

В настоящее время  музей проводит интерактивные, анимационные, театрализованные занятия на основе имеющихся в музее материалов – от фронтовых писем до деталей одежды того периода. Происходит композиционное воплощение военных лет, воссоздаются оригинальные события из жизни участников войны. В качестве сопровождения используются фонограммы и видеофрагменты военных действий, стихи и песни.

Это позволяет всем участникам мероприятия погрузиться в атмосферу героизма и подвига, проникнуться уважением  к событиям прошлого.

Одним из последних было интерактивное  занятие «Голоса погибших сверстников». Среди экспонатов музея есть и наиболее ценные свидетели войны – документы, письма, наградные листы, воинские книжки. Несколько лет назад музей пополнился копиями документов личного состава 16-й гвардейской Карачевской дивизии. С советом  музея боевой славы дивизии наш музей дружит более 20 лет, ученики и учителя школы были постоянными участниками встреч в Москве, Сергиевом Посаде, Орше. 

 Самое большое впечатление при знакомстве с документами оставила судьба трех фронтовых друзей.

Их судьба и фронтовая история стала сюжетом для проведения интерактивного занятия, основанного на письмах солдат. Участниками занятия становятся  посетители музея, которые с листа читают отрывки писем от имени героев. Ведущие – члены совета музея – только комментируют эти отрывки словами о гибели героев и дополняют восприятие стихами и песнями.

На этом занятии создавалась атмосфера землянки или полевого блиндажа, где при тусклом свете огарка свечи, в полутьме, впервые пришедшие посетители музея совместно с членами Совета музея, читали вслух письма погибших героев. Первым звучит письмо к матери Игоря Бородавко, затем письмо его друга Юрия Гребенщикова к матери Игоря о его гибели, затем письмо Кондрата Арбузова к родителям Игоря о гибели Юрия.

Три имени, три судьбы, три жизни, отданные для Победы…

В условиях пандемии и частичного перехода на онлайн-обучение  были ограничены и посещения музеев. Тогда Совет музея решил создать фильм на основе этого занятия, как бы перенеся его из «землянки» в «окоп». Лейтмотивом фильма стали следующие строки:

Я не знаю войны,

Лишь про это читал.

Я в врагов не стрелял,

Я окоп не копал.

Но почувствовал вдруг,

Будто я в "сорок первом".

И с винтовкой в руках,

В этой грязной траншее.

Всё действие происходит в атмосфере привала после боя: выкопан окоп, бойцы присели отдохнуть.

Снимая фильм, мы ставили сразу две цели: найдя его в открытом доступе сети Интернет все неравнодушные люди могли бы узнать о подвиге героев,  а с другой стороны – попробовать самим  выкопать окоп, почувствовать, как это, использовать несколько минут привала, чтобы написать письмо, попытаться писать его химическим карандашом, вложить в слова тепло, любовь, веру.

Музыкальный фон фильма от марша, когда пехота идет и идет на запад, до военных песен и песен о войне еще больше погружает нас в атмосферу великого подвига.

Последние кадры переносят нас в музей – туда, где уже  полвека идет рассказ о героях и подвигах.

свернуть

Школьный музей в современном мире

2022 год в Республике Беларусь объявлен Годом исторической памяти. Он должен пройти под знаком сохранения героического наследия и правды в различные  периоды жизни белорусского народа. Историческая память является составной частью патриотизма, который остается моральной ценностью, скрепляющей поколения.

Подписав Указ, объявивший 2022 год, Годом исторической памяти Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определил необходимость работы «по патриотическому воспитанию детей и молодежи с опорой на факты героических подвигов предков» [1].

Но патриотическое воспитание  - это не единичная акция, а сложнейшая задача, решение которой предусматривает разностороннюю деятельность на постоянной основе. Именно  этой основой в нашей школе является школьный музей «Герои и подвиги». Нашему музею - 57 лет, он  проделал путь от первых отрядов «Красных следопытов» до  исторического музея.

На базе школьного музея «Герои и подвиги» ГУО «Средняя школа № 12 г. Орши» неоднократно проводились областные и республиканские конкурсы, семинары,  конференции для руководителей школьных музеев, заместителей директоров учреждений образования по воспитательной работе, руководителей кружков и отделов краеведения, работал районный ресурсный центр.    Члены Совета музея и учащиеся школы  постоянно становятся призерами городских, областных и республиканских конкурсов и экспедиций военно-патриотической направленности.  

Это только часть работы музея, возможно, та часть, на которую обращают внимание при составлении отчетов, анализируя работу музея. Возможно, самая заметная часть. Но есть еще часть  работы, которую нельзя  измерить дипломами и призовыми местами.

Средствами музейной педагогики можно вести патриотическое воспитание исподволь, ненавязчиво, рассказывая, объясняя, внушая, приводя примеры.

Время вносит  свои коррективы в деятельность всех структур системы образования, в том числе и в работу школьного музея. 

С современными учениками нельзя проводить мероприятия так, так с учениками 60-х или 80-х годов – время изменило их восприятие  окружающего пространства и восприятие событий прошлого. Что же предпринимает наш музей для того, чтобы оставаться современным, привлекать учеников, быть для них интересным, увлекательным? Как же использовать все, что наработано и скоплено в музее в современных условиях? Какие коррективы вносит время в работу музея?

Самой распространенной формой работы государственного или школьного музея является экскурсия. Но экскурсия должна вобрать в себя в большей степени не информационную, а эмоциональную составляющую. Это рассказ о судьбе одного человека, человека на войне. Героя? Да, героя, но, Человека-героя. Человека, которому тоже больно, страшно, опасно, но он преодолевает боль, страх, опасность и совершает подвиг, и становится героем. Для себя? Нет, для нас. Такие рассказы в школьном музее «Герои и подвиги» звучат во время экскурсий и строятся с использованием стихов, отрывков из фронтовых писем, песен, фонограмм. Такой эмоциональный фон и художественные средства помогают прочувствовать  информацию.

Традиционными формами работы для музеев боевой славы долгое время были встречи с ветеранами, участниками военных событий, проведение линеек, шествий, митингов, уроков мужества. Но надо перейти  от традиционных экскурсий и встреч, линеек и митингов – к работе в условиях современных средств обучения и воспитания, современных технологий. Только это ни в коем случае не отказ от экскурсий и встреч, а представление их в новом формате.

Новый формат необходим и по причине того, что среди нас не осталось ветеранов войны – фронтовиков, партизан, подпольщиков. Всё меньше остается и свидетелей тех лет – детей войны, запомнивших не бои и походы, а то, как жили, как работали, как ждали, как любили. Вот это и надо донести до сегодняшних учеников.

Умелое сочетание старых и новых форм работы – залог успеха любой экскурсии, встречи, классного часа. В нашем музее практикуется использование видеофильмов, кадров кинохроники, кинофильмов при проведении экскурсий, встреч, классных часов. В музее собрана большая видеотека.

          К сожалению, несмотря на  обилие старых и новых художественных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, большинство детей не смотрят такие фильмы, и не имеет образного восприятия военных событий, не понимает военной обстановки.

Поэтому очень люблю такую форму работы музея, как кинолекторий. Для кинолекториев подбираются фильмы в соответствии с возрастной аудиторией, перед просмотром кинофильма идет рассказ на данную тему. Рассказ о периоде войны, его особенностях,  Например, при просмотре фильма «Зимнее утро» о детях блокадного Ленинграда, рассказываю о том, что такое блокада, как жили люди, что такое карточки, нормы продовольствия и т.д. При просмотре кинофильма «В небе ночные ведьмы»  проводится небольшая экскурсия в музее у экспозиции, посвященной 125-му женскому бомбардировочному авиаполку им. М.Расковой. При просмотре фильма «Баллада о солдате» рассказываю, почему обычное мыло было дорогим подарком, почему переживает безногий солдат при ожидании встречи с женой и некоторые другие моменты фильма, непонятные современным детям.

            Музей - это  экспонаты, вещи, предметы. За каждым экспонатом стоит судьба, скрывается память, которая превращает  предмет в живую,  связующую нить истории. Но  как в музее сохранить воспоминания? Как сохранить и передать чувства?  Мы говорим о людях, связываем  воедино вещи и судьбы, истории и чувства, надежды и мечты…

Очень нравиться и посетителям музея, и членам совета музея такие форма работы, как «Музей в чемодане» или «Экспонаты заговорили». Это возможность сделать представление экспонатов музея мобильным, «перейти» музею в любое помещение. Наглядность играет здесь главную роль. Его можно использовать через сеть Интернет, посещать на дому больных, детей-инвалидов, ветеранов. Музей становиться мобильным и оперативным.

         Вот как, например, проходит представление экспоната музея газеты «Правда» от 9 мая 1945 года: «Победа! Победа! Какое важное слово. Сколько стремлений вложено в  него! Сколько жизней отдано.  Какой экспонат у меня в руках! Газета «Правда» от 9 мая 1945 года. Поздно вечером, почти ночью, 8 мая 1945 года фашисты подписали акт о капитуляции. О том, что война вот-вот закончится знали, ведь бои шли в Берлине. И, как только, стало известно о подписании Германией капитуляции, заработали все телетайпы, весь эфир наполнился словами о победе. Газеты верстались всю ночь и утром выглядели вот так. Впервые был объявлен и день Победы – 9 мая.

В газете помещена фотография с подписью о том, что на Красной площади в Москве люди стали собираться уже в 4 часа утра 9 мая. Прозвучал первый победный салют!

А вы знаете, как встретили победу в Орше? Ночью, когда спал город, первыми  узнали о том, что окончилась война, железнодорожники. Люди стали передавать друг другу известие, потом побежали по улицам в районе вокзала, стучали в окна домов, двери: «Вставайте, просыпайтесь, победа! Победа!» - летело над городом… Победа! Победа! Какое важное слово. Сколько стремлений вложено в  него! Сколько жизней отдано.

Эту газету передала в музей Кеня Надежда Анатольевна, дочь Яцука Анатолия Даниловича, лётчика, ветерана Великой Отечественной войны. Анатолий Данилович работал директором нашей школы, с 1963 по 1976 год, и стал инициатором  создания школьного музея «Герои и подвиги».

         Материалы музея используются на уроках истории, русской литературы, белорусской литературы, факультатива ШАГ, классных часов, воспитательных мероприятий.

         Важной частью работы музея всегда была переписка и встречи  с ветеранами Великой Отечественной войны. Сегодня, когда их нет среди живых, сохраняется рассказ об их подвиге. Ученики-экскурсоводы преподносят их биографию так, что создается впечатление, что они говорят про своего родного дедушку, близкого и дорогого человека.

         Только если будут затронуты чувства ребенка, мы сможем воспитать гражданина и патриота. А сегодня, говоря словами Президента Республики Беларусь, - «вся эта работа является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны [1]."

         

  1. https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-realizacii-istoricheskoy-politiki
свернуть

Обзорная экскурсия: "Школьный музей «Герои и подвиги»

Наш музей

Как это было

Тематическая экскурсия «Экспонаты заговорили: похоронка»

Тематическая театрализованная экскурсия «Послевоенное платье»

Тематическая экскурсия «Операция «Поиск»

Исследовательская работа «ВИТЕБСКО-ОРШАНСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ»

«На всю оставшуюся жизнь…»

Экскурсия "Учителя-фронтовики"

2022
май
11 мая, среда

Эстафета музейного опыта

подробнее...