РУС БЕЛ ENG

Профориентация

Ознакомиться с учебными заведениями послешкольного образования вы можете по следующей ссылке.

Информация о факультете транспортных коммуникаций Белорусского национального технического университета г.Минска ссылка.

Информация о Витебском филиале учреждения образования "Белорусская государственная академия связи" ссылка.

Как выбрать учебное заведение

Все абитуриенты, как правило, сталкиваются с одной важной проблемой ˗  проблемой выбора ВУЗа. А решение данной проблемы требует серьезного подхода и большого количества времени, т.к. необходимо найти ответы на ряд вопросов: какое направление подготовки и специальность выбрать, каковы преимущества и недостатки образования в государственных и негосударственных высших учебных заведениях, на какие моменты стоит обратить внимание при выборе ВУЗа, как оценить собственные силы и подготовиться к вступительным экзаменам в желаемый ВУЗ. Правильный выбор ВУЗа позволяет сделать первый шаг в построении собственной карьеры. Сделать правильный выбор вам помогут:

  • Министерство образования Республики Беларусь: http://edu.gov.by/

  • Республиканский институт контроля знаний:  www.rikz.unibel.by/ru/

  • Справочник абитуриента 2016 года ˗ информация об учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения, вступительных испытаниях, адреса, телефоны ССУЗов Республики Беларусь: http://www.tamby.info/college.htm

  • Электронный справочник абитуриента Республики Беларусь ˗ ВУЗы и ССУЗы Республики Беларусь: удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр.: http://www.kudapostupat.by/

  • Абитуриент.by ˗ система информационно-педагогической поддержки старшеклассников. Структура веб-сайта «Абитуриент» обеспечивает возможность просмотра мониторинга вступительной кампании в конкретном вузе, возможность просмотра мониторинга вступительной кампании по конкретной специальности для всех вузов, в которых по ней ведется подготовка: http://www.abiturient.by/

Централизованное тестирование – форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения высшего, среднего специального и профессионально-технического образования Республики Беларусь.  

свернуть

Правила приёма в высшие и средние специальные заведения

Президент Беларуси Александр Лукашенко утвердил Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, а также Правила приема лиц для получения среднего специального образования. Глава государства подписал соответствующий указ №23, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Правила приема разработаны с учетом новой редакции Кодекса Беларуси об образовании и в целом сохраняют сложившуюся систему приема в учебные учреждения, обеспечивают соблюдение разумного баланса интересов госорганов, организаций - заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей. Они также направлены на предотвращение оттока абитуриентов в сопредельные страны, повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования республики и качества отбора наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов.

Указ вступает в силу поэтапно.

Какие изменения ждут абитуриентов в 2022 году?

С этого года начнут предоставляться льготы при поступлении в учреждения высшего образования выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности, детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).

Что поменяется с 2023 года?

В 2023 году в силу вступят нормы об увеличении в учреждениях высшего образования процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки специалистов по сельскохозяйственным специальностям - до 70% от контрольных цифр приема, по медицинским - до 80%, по иным специальностям - до 60%. При этом расширяется сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах.

С нового года при поступлении в учреждения высшего образования закрепляется возможность для выпускников школ поступления в вузы по сертификатам централизованного экзамена. Порядок его проведения будет утвержден Министерством образования. Кроме того, будет расширен перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. В частности, льготами смогут воспользоваться победители университетских олимпиад и отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, лица, прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.

Со следующего года вводятся дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков, необходимость наличия стажа работы для получения образования в заочной и вечерней формах.

Как будет проходить зачисление в ссузы?

При поступлении в учреждения среднего специального образования зачисление абитуриентов будет осуществляться по конкурсу среднего балла документа об образовании.

свернуть

План по реализации программы профориентационной работы в УО

План по реализации программы профориентационной работы

с обучающимися в ГУО «Средняя школа № 12 г.Орши»

(7–9 классы) на 2021/2022 учебный год

 

7-й  класс

Раздел 1. «Проф-компас» (посвящение в мир профессий)

№  п/п  

Тема/ кол-во часов

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный

  Работа с учащимися

1.

Мир профессий (2 ч.)

Тематический классный час: «Знакомство с миром профессий»    

сентябрь

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В.

классные руководители

Классный час «Новый век – новые профессии»

октябрь

2.

Знакомство с рынком труда

(1 ч.)

Дидактическая игра «Многообразие мира профессий и специальностей»

февраль

Павлович О.В. педагог-психолог

3.

Классификация профессий (по направлениям, в зависимости от предмета труда) (9 ч.):

Внеклассное мероприятие «Классификация профессий  (пирамида Е.А.Климова)».

Тест-опросник  по пирамиде Е.А.Климова.

ноябрь

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В,

классные руководители

Способы классификации профессий (1 ч.)

Тип профессии «Человек-человек» (2 ч.)

Виртуальная экскурсия на предприятия.

 «Оршанский мясоконсервный комбинат»

 «Оршанский льнокомбинат»,

«Свитанок»

УПП «Оршанская  типография и др. 

ноябрь

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В,

классные руководители

Экскурсия в государственное учреждение образования «Ясли-сад № 8 г.Орши»»

декабрь

Павлович Д.В., педагог-психолог

Тип профессии «Человек-знаковая система» (1 ч.)

Экскурсия на почтовое отделение г. Орши  (ул. Молокова, 25)

январь

(каникулы)

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В,

классные руководители

Тип профессии «Человек-художественный образ» (1 ч.)

Экскурсия в ДШИ № 1

март

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В.,

классные руководители

Тип профессии «Человек-природа» (2 ч.)

Информационный час «Профессии на все времена»

апрель

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В,

классные руководители

Экскурсия в УО «Оршанский эколого-биологический центр»

Тип профессии «Человек-техника» (2 ч.)

Дидактическая игра «Классификация профессий»

май

Коновалова Л.И. библиотекарь

Экскурсия в Оршанский ГРОЧС

май

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В.,

классные руководители

4.

Выбор профессии – путь к жизненному успеху (1 ч.)

Открытый микрофон «Выбор профессии – дело серьезное»

сентябрь

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В,

классные руководители

Работа с родителями

5.

Выбор профессии – путь к жизненному успеху (1 ч.)

Родительское собрание «Раннее профориентирование – залог успешного жизненного пути»

март

Кучинская С.Ф.

Минаева А.Н.

Колесникова К.В,

классные руководители

6.

Классификация профессий (по направлениям, в зависимости от предмета труда) (2 ч.):

Лекторий для родителей по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей»

октябрь

Павлович О.В., педагог-психолог

Приглашение на классные часы «Мир профессий»,  «Современные профессии», «В профессию первые шаги»

Декабрь, март

Павлович О.В., педагог-психолог

7.

Знакомство с рынком труда  (1 ч.)

Индивидуальные консультации родителям «Как помочь ребенку выбрать профессию»

февраль

Павлович О.В., педагог-психолог

Итого:

17 часов

 

8-й класс

Раздел 2. «Пути получения профессии»

№  п/п    

Тема/ кол-во часов

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный

Работа с учащимися

1.

Знакомство с уровнями образования (ПТО, ССО, ВО). Система образования в Республике Беларусь

(1 ч.)

Информационный час «Из школы в жизнь»     

сентябрь

Козлова В.В.

Артиховская С.Н.

Машарская Е.А.

классные руководители

2.

Пути получения профессии (в зависимости от предмета труда)

на уровне ПТО, ССО, ВО (13 ч).

 

Знакомство с учреждениями образования области по направлениям в зависимости от предмета труда

Знакомство с учреждениями образования области.

Дидактическая игра «Человек – профессия»  (1 ч.);

Игровое упражнение «Спящий город» (1 ч.);

Игровое упражнение «Если бы…, я стал бы…» (1 ч.);

Игровое упражнение «Советчик» (1 ч.);

Игровое упражнение «День из жизни профессионала» (1 ч.)

 

Экскурсии на предприятия (в том числе виртуальные) (6 ч.)

 «Оршанская центральная поликлиника»

Оршанское вагонное депо

«Оршанская галерея

Ветеринарная клиника «Барабака»

Предприятия железнодорожного узла

 

Проведение в рамках экскурсии встреч «Знакомьтесь – профессионал».

Профессиональные пробы.

Профессиональная консультация (взаимодействие с управлениями социальной защиты, центрами занятости населения) (2 ч.)

октябрь

    декабрь

январь

(каникулы)

март

апрель

октябрь-май

январь, апрель

Козлова В.В.

Артиховская С.Н.

Машарская Е.А.

классные руководители Потапова Н.Л.., заместитель директора во ВР, Павлович О.В.., педагог-психолог

3.

Личное предпрофессионально-образовательное портфолио (1 ч.)

Творческий ориентационный проект.

Автопортрет (мои достижения).

Эссе «Мои мечты».

Самодиагностика готовности к выбору профессии.

май

Козлова В.В.

Артиховская С.Н.

Машарская Е.А.

классные руководители

Работа с родителями

4.

Знакомство с уровнями образования (ПТО, ССО, ВО). Система образования в Республике Беларусь (1 ч.)

Родительское собрание «Система образования Республики Беларусь. Пути получения профессии»

октябрь

Козлова В.В.

Артиховская С.Н.

Машарская Е.А.

классные руководители

5.

Пути получения профессии (в зависимости от предмета труда) на уровне ПТО, ССО, ВО (1 ч). Знакомство с учреждениями образования области по направлениям в зависимости от предмета труда

Совместный проект «Проф-навигатор» (составление образовательной карты города, района, области).

Родительский мастер-класс по профессиям

март

Павлович О.В., педагог-психолог

Козлова В.В.

Артиховская С.Н.

Машарская Е.А.

классные руководители

6.

Личное предпрофессионально-образовательное портфолио

Участие родителей в проектной деятельности

май

Козлова В.В.

Артиховская С.Н.

Машарская Е.А.

классные руководители

Итого:

17 часов

 

 

9-й класс

Раздел 3. «Мое профессиональное будущее»

№ п/п

Тема/ кол-во часов

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный

Работа с учащимися

1.

Требования, предъявляемые профессией к психике, здоровью, способностям человека (в зависимости от предмета труда)

(1 ч).

Психологическая диагностика. 

Выявление обучающимися особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья»

сентябрь

Павлович О.В.,

Педагог-психолог

2.

Изучение характерологических и личностных черт (3 ч).

Определение типа темперамента по методике Айзенка.

Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

Выявления типов личности по методике Дж. Холланда.

октябрь

декабрь

март

Павлович О.В.,

педагог-психолог

3.

Диагностика склонностей и способностей  (2 ч.)

Определение склонностей обучающихся к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ - опросник профессиональной готовности) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).

 

Выявление склонностей и способностей обучающихся при помощи методике «Коммуникативные и организаторские склонности» и «Определение профессиональных склонностей».

октябрь

декабрь

Киселёва Л.М., Снытко Н.Г.,

классные руководители

4.

Диагностика психических познавательных процессов (внимание, мышление, память) (3 ч).

Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся по различным методикам.

 

Выявление по различным методикам профессиональной пригодности обучающихся к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки обучающихся при помощи методики «Уровень самооценки».

ноябрь

январь,

февраль

Павлович О..В.,

педагог-психолог

5.

Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии (3 ч).

Фестиваль-презентация «Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии».

Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, беседы) (2 ч.)

январь (каникулы)

ноябрь,

март

(каникулы)

Киселёва Л.М., Снытко Н.Г.,

классные руководители

6.

Мой выбор. Построение личного профессионального плана (3 ч).

Выполнение, оформление и защита проектов.

апрель-май

Киселёва Л.М., Снытко Н.Г.,

классные руководители

Работа с родителями

4.

Требования, предъявляемые профессией к психике, здоровью, способностям человека (в зависимости от предмета труда) (1 ч).

Родительское собрание  «Пути получения профессионального образования в Республике Беларусь»

декабрь

Киселёва Л.М., Снытко Н.Г.,

классные руководители

6.

Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии (1 ч.)

Фестиваль-презентация «Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии».

Март

(каникулы)

Киселёва Л.М., Снытко Н.Г.,

классные руководители

7.

Мой выбор. Построение личного профессионального плана

Участие родителей в проектной деятельности

апрель-май

Киселёва Л.М., Снытко Н.Г.,

классные руководители

Итого:

17 часов

свернуть
31 января, вторник

О правилах приема лиц в УВО

подробнее...
31 января, вторник

Военные учебные заведения Республики Беларусь и Российской Федерации

подробнее...
3 января, вторник

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

подробнее...